Что скрывает Стена плача. Второй Иерусалимский храм разрушили не римляне
Кто на самом деле разрушил Иерусалимский храм: Римляне или евреи?
Стена плача, известная как западная стена, является самой святой точкой для евреев по всему миру. Это единственный сохранившийся фрагмент Великого храма Ирода, о котором молятся посетители со всех уголков земли. Второй Иерусалимский храм, шедевр архитектуры, был возведен при правлении царя Ирода Великого.
В 70 году нашей эры, во время Великой Иудейской войны, этот храм был разрушен, а евреи были изгнаны из Иерусалима, рассеявшись по всему миру. На месте когда-то величественного храма теперь возвышается мечеть Купол Скалы.
Существует распространенное мнение, что именно римляне уничтожили Второй Храм, но исторические исследования указывают на несколько иную причину.
Когда в 63 году до н.э. Иерусалим был занят Помпеем, Иудея стала провинцией Римской империи. Впоследствии Средиземное море практически превратилось во внутреннее озеро империи. Помпей сам посетил Иерусалимский храм, но обошелся с его сокровищами бережно и даже приказал возобновить богослужения. Эти события подтверждены трудами историков Тацита и Иосифа Флавия.
Римское правление в провинциях обычно сводилось к сбору налогов и уважению к культу императора. В других провинциях это требование зачастую принималось без особого сопротивления, однако в Иудее всё оказалось иначе.
Евреи, признававшие только Бога Яхве, категорически отказывались поклоняться идолам. Тем не менее, существовал определённый религиозный компромисс до тех пор, пока не появились зелоты -- группа радикальных борцов со статуями императоров, которые они считали идолами.
В 66 году римский наместник из-за непочтения к культу императора решил изъять часть храмовых сокровищ, на что зелоты отреагировали вооруженным восстанием. Они давно готовились к этому моменту, собирали сторонников и создавали свою армию из религиозных фанатиков.
Восстание против римлян было успешным: евреи изгнали назначенного императором Нероном правителя Иудеи Гессия Флора и даже разбили войска сирийского наместника Цестия Гала. Однако, достигнув независимости, евреи погрузились в гражданскую войну. Зелоты, ревностные последователи Торы, искали и убивали своих соотечественников, которых считали отступниками.
Рим, неудовлетворенный происходящим, в ответ на беспорядки, сформировал 60-тысячную армию под командованием Веспасиана, направленную на подавление мятежа в Иудее. Посреди этого хаоса, в Иерусалиме накопились сотни тысяч беженцев, и практически не было еды.
Веспасиан, не планируя разрушать город, надеялся, что голод заставит жителей открыть ворота.
Итак, хотя римляне непосредственно вели осаду, окончательное разрушение храма стало результатом внутренних еврейских конфликтов и радикальных методов зелотов. Исторические данные указывают на сложный набор факторов, приведших к этому трагическому событию.
В условиях осады Иерусалима не прекращалась жестокая борьба за власть: на улицах шли ожесточенные сражения между умеренными иудеями под руководством Йоханана и зелотами во главе с Шимоном. Обе стороны не только грабили население города, но и пристально следили за тем, чтобы никто не покинул город. Эти страшные события подробно описаны Иосифом Флавием в его книге "Иудейская война". Однако многие ужасы, в частности пытки, устроенные зелотами, слишком жестоки для упоминания в этой статье.
Тем временем Веспасиан был провозглашен императором и отправился в Рим, оставив своего сына Тита продолжать осаду и готовиться к штурму, насылая валы. Зелоты укрылись в Иерусалимском храме. Иосиф Флавий заметил о них:
"Они-то и погубили город, хотя и заставили римлян неохотно поставить своё имя под этой безрадостной победой, и они почти что привлекли огонь в храм".
Тит был потрясен происходящим в городе, где зелоты истребляли жителей, и даже каннибализм стал реальностью. Он говорил:
"Я предложил евреям мир, самоуправление и прощение всех их преступлений. Но они выбрали раздор, войну, голод. Они сами подожгли святилище, которое мы стремились сохранить для них, и теперь они наслаждаются заслуженной пищей".
Когда римляне ворвались в горящий город, они попытались тушить пламя, но столкнулись с сопротивлением зелотов. В ходе битвы, вынудив зелотов отступить, один из них, отступая, бросил горящую головню в храм.
Таким образом, именно зелоты привнесли огонь в храм и мешали его тушению. Возможно, огонь мог перекинуться туда само собой, но это не снимает вины с тех, кто вверг свой народ в кровопролитие и разрушение. Они лишили своих соотечественников не только святилища, но и родины.
Страдания еврейского народа были неописуемыми, но обвинения в адрес римлян кажутся неоправданными. Город горел, улицы были полны трупов умерших от голода. Римляне захватывали оставшихся в живых в плен, а наиболее ослабевших отпускали.
Через день Иерусалим превратился в руины. Тит приказал сравнять с землёй обгоревшие остатки домов и храма, от которого сохранилась только часть ограждения. Сегодня это место является святыней для евреев и местом поклонения.