Твой Новосибирск Твой Новосибирск
5 мая
воскресенье

Ярослав Иванов, морской непокорённый, зарабатывает миллион рублей на волнующих рейсах среди крабов

Ярослав Иванов, морской непокорённый, зарабатывает миллион рублей на волнующих рейсах среди крабов

Ярослав Иванов из города Няндома на протяжении четырёх лет ходит в море и зарабатывает более миллиона рублей за один рейс. Ярослав рассказал о том, как устроена работа на российских краболовах, о том, что требуется для того, чтобы попасть туда, о зарплатах и бонусах от улова, сложностях, интересных случаях и планах на будущее.

Плавное взмахивание морских волн: от станочника до матроса на краболове через отчима-боцмана

Из небольшого населенного пункта в Архангельской области России, где зовут Няндома, вышел Ярослав Иванов, ранее станочник и официант, теперь с морской мантией. Прошедший через заводы и автобизнес, он сталкивался с заработком в пределах 60-80 тысяч рублей, живя от зарплаты до зарплаты.

Отчим, занимающий должность боцмана на краболове, внёс изменения в жизнь Ярослава, раскрывая перед ним мир заработка на рыболовных судах. Эти повествования пробудили в Ярославе интерес к морской работе. Совпавший с моментом, когда он осознал необходимость развития в карьере, это привело его к решению попробовать себя в морских просторах.

Ярослав Иванов Краболов

Вакансия на краболов была открыта. Для вступления в ряды российских краболов необходимо было пройти трехмесячное обучение и получить сертификат "Вахтенного матроса". Дополнительные "СОЛАСа" подтвердили профессиональную подготовку и знание опасностей на борту. Удостоверение личности моряка и мореходная книжка с "пропиской по судну" стали неотъемлемой частью его морской идентичности, а санитарная книжка с печатью подтвердила соблюдение эпидемиологических стандартов после прохождения медкомиссии.

"Охватил Баренцево, Норвежское и Гренландское просторы: мой морской дневник"

В мой первый плавательный переход я отправился в 2020 году, ступив на борт рыболовного траулера. Это уникальное судно способно добывать как донные породы рыб, так и пелагические, обитающие на различных глубинах морей. Несмотря на трудное начало, этот рейс стал золотым временем в моей жизни. За семь месяцев морской службы мне посчастливилось окунуться в Баренцево, Норвежское, Гренландское моря, а также провести две недели в центрально-восточной Атлантике, где расположены Марокко и Мавритания. В настоящее время за моими плечами четыре года волнующего опыта на море.

В момент своего дебюта на судне меня охватили необычные эмоции. Чувство гордости наполнило меня, осознавая, что я вступил на серьезный путь труда, где люди справляются с трудными условиями. Это было весьма мотивирующим, так как я стремился испытать себя и доказать всем, что я настоящий морской вояка (улыбается).

Опыт сортировки и упаковки краба: в мире 'ловушек' и морской обработки   

— Принцип труда на краболовах заключается в добыче краба через установку уловок с приманкой внутри на дно моря. Есть и другие методы добычи, но установка ловушек – наиболее распространенный. Ловушки, размещенные на дне, известны как "порядок". Каждая ловушка крепится к веревке, называемой "линия" на краболовах, расположенной на расстоянии 25-50 метров.

Ловушки также различаются в зависимости от вида краба. Для краба Опилио используются небольшие конусные уловки весом около 15-18 кг. В одном "порядке" может быть 100-150 таких ловушек. Для Камчатского краба применяют "чемоданы" - крупные квадратные уловки, вес которых пустыми достигает 200 кг. Их количество в "порядке" составляет 20-25 штук.

После установки "порядков" наступает период затишья, ловушки наполняются крабом, и затем они поднимаются с крабом внутри. При поднятии краб сортируется на столе. Самки и мелкий краб возвращаются обратно в море, а все остальное направляется на фабрику.

На фабрике начинается обработка улова. Краба разбирают, отделяя конечности от карапакса, очищают от жабр, классифицируют по размеру и весу, укладывают в корзины и отправляют на варку. После варки краба охлаждают и направляют на заморозку. Затем продукт упаковывают в защитную тару и отправляют в трюм, повторяя этот процесс до достижения необходимого груза.
Лично я сотрудничаю со старшим мастером обработки (технологом) и занимаюсь отбором и упаковкой краба в корзины. Также периодически оказываю помощь в смежных процессах, таких как ломка или упаковка, другим морякам. Бывают случаи, когда ловушки возвращаются пустыми, и в таких ситуациях я выходу на палубу, чтобы помочь поднимать "порядки" и складывать ловушки в стопки.

На протяжении недели трудился с неудачным самочувствием

— Все промысловые суда работают по системе вахт, и наше судно не исключение. У меня было счастье работать на судне с 6-часовыми вахтами, где после 6 часов труда наступало 6 часов отдыха. За это время можно было поесть, принять душ, заняться личными делами и, конечно, отдохнуть. После этого цикл повторялся. Я считаю, что у меня повезло, так как большинство краболовов в России работают 16 часов в смене и отдыхают 8 часов.

В Баренцевом море существуют два основных вида промыслового краба: стригун (Опилио) и Камчатский (королевский) краб. Добыча стригуна происходит обычно с марта по июнь, а Камчатского краба ловят с августа по ноябрь-декабрь. В обоих случаях мы не заходим в порт в течение нескольких месяцев, полагаясь на морское транспортное судно для выгрузки продукции, топлива и продуктов.

Мое первое противостояние, когда я впервые пришел на судно, было связано с так называемой "морской" болезнью. Это был трудный период, который я помню как самый неприятный. В то время я задавался вопросом, почему вообще решил работать в море. Обычно у большинства симптомы "морской" болезни проходят через 1-2 дня, но не в моем случае. Я страдал целую неделю, ежедневно сталкиваясь с рвотой и стараясь поддерживать уровень жидкости в организме.

Во время первого рейса я осознал, что нельзя сдаваться.

 Вторая трудность заключалась в том, что обучение на судне было крайне ограниченным. Нет стажировки или адаптации, просто показали один раз, и ты должен был делать все самостоятельно. Ошибки не прощались, и тебе делали замечания, иногда повышая голос. Я понял, что это просто часть рабочего процесса, и с течением времени развил к этому иммунитет.

Одним из самых запоминающихся случаев был во время моего первого рейса на краболовецком судне. В конце февраля мы работали в условиях мороза -15 градусов, шторма и волн высотой 3-5 метров. Более двух суток подряд без сна, с перерывами на еду, обед и ужин, мы с бортом таскали ловушки весом около 18 кг. В тот момент я осознал, что не могу сдаваться и должен поддерживать команду.

За год заработал свыше 3 миллионов рублей

— На отечественных судах преимущественно трудятся граждане России, с небольшой долей жителей соседних стран – белорусов и украинцев, но их численность ограничена. К сожалению, попасть на борт российского судна представляется сложной задачей для тех, у кого нет вид на жительство или гражданства России, их труд не востребован в рыболовной компании. Выходные на корабле отсутствуют, и если у матроса появляется свободное время, то чаще всего он предпочитает его поспать, отдохнуть, заняться бытовыми делами. Что касается переезда на судно, то некоторые российские компании оплачивают билеты своим морякам, но это может быть исключением. В моей компании перелеты оплачиваются. Гарантированный оклад моряка обычно составляет 60-70 тысяч рублей в месяц, весь остальной доход строится на процентной основе от улова. Итоговая заработная плата зависит от объема пойманной рыбы. При успешной рыбалке получаешь соответствующую награду, но если улов слаб, зарплата соответственно уменьшается. Тем не менее, как правило, моя заработная плата никогда не опускалась ниже миллиона. Максимальная сумма, которую мне выплатили за рейс, составила более полутора миллионов рублей. А максимальный ежегодный доход превысил трехмиллионную отметку. За это время, проведенное в море, менее семи месяцев.

Сношу волны не только за богатство, но и ради морской атмосферы

— Связав свою судьбу с морем, моя жизнь перевернулась с ног на голову. Появились новые горизонты, изменились ценности, и я осознал многое. Многие аспекты, казавшиеся мне важными на суше, оказались несущественными после долгих месяцев в плавании. Человеку так мало нужно для настоящего счастья. Благодаря работе нашел свою будущую жену, что, вероятно, стало основным бонусом в моей морской карьере (улыбаясь). По возвращении домой я стараюсь использовать время максимально эффективно. Уделяю внимание родным и, конечно же, жене. Мы любим гулять, путешествовать. У меня есть свои хобби, я увлекаюсь ударной установкой, уделяю время спорту и саморазвитию. На данный момент я планирую продолжить свою морскую карьеру, двигаться вперед по карьерной лестнице, развиваться в этой области. Основной стимул – обеспечить свою семью, и, конечно, сам интерес. Я, возможно, один из немногих моряков, кто в море трудится не только ради финансов, но и из-за морского влечения. Люблю проводить время на корабле, обожаю бури, наслаждаюсь качкой и трудностями, сопутствующими рабочему процессу. Ведь именно они закаляют и дают повод гордиться собой.


230
Нет комментариев. Ваш будет первым!