История гражданской войны. В Новосибирске показали фильм который был утерян 100 лет
Новосибирцам представили фильм 100-летней давности
Накануне выхода в широкий прокат фильма «История гражданской войны» в Новосибирске состоялись спецпоказы. Восстановленную картину режиссера Дзиги Вертова, которая считалась утерянной 100 лет, представил специально приглашенный гость - киновед, историк Николай Изволов. Он рассказал, как снимались сцены в 20-х годах прошлого столетия, почему в работе нарушена хронология, и кто из первых лиц страны любил сниматься в кино.
Николай Изволов профессиональный историк кино и много лет провел в архивах, поэтому задача воссоздания фильма для него не была какой-то архисложной.
Как широко были разбросаны кадры фильма, сколько времени потребовалось, чтобы восстановить их?
Главное найти какие-то документы, которые позволяют собрать фильм и на основании этих документов выбрать те фрагменты, которые могут быть, соединить их вместе и посмотреть каковы утраты, что нужно дополнить, сохранились ли надписи, нужно ли реставрировать изображение, перевести на нормальную скорость, грамотно все это структурировать и показать публике. Работа заняла примерно 2 года. Из-за пандемии архивы закрывались, поэтому работать было сложно.
Вашей задачей было восстановить фильм ровно таким, каким его задумал Дзига Вертов?
Эту работу можно сравнить с работой хирурга. Когда он восстанавливает пострадавшее человеческое тело в результате каких-то происшествий, он же не может пришить ухо на спину.
Он старается восстановить тело, каким оно было когда-то и чтобы оно продолжало функционировать. Если в этой работе появится что-то от меня, то это профессиональная неудача. Я должен восставить так, каким он был когда-то. Конечно, это не идеальная картина, какие-то швы на этом теле останутся. Как мне кажется, тело восстановлено, оно жизнеспособно и выполняет свою задачу.
Какая художественная ценность этого фильма?
Я бы не применял это выражение к документальным фильмам. Ценность документального фильма в том, что он фиксирует реальность неподдельной сути. Их этих кусочков реальности, складывается уже какое-то произведение. Задача автора не стоит, чтобы сделать его максимально художественным и удалить от реальности. Реальность фильма должна быть приближена к реальности жизни: люди, события, последовательность, результаты событий. Все это должно соответствовать исторической правде. Документальный фильм – это не просто камера видео фиксации, которая стоит на одном месте и снимает то, что перед ней происходит. Он препарирует события, излагает события, которые могут быть понятны зрителю. В любом произведении всегда присутствует авторский взгляд.
Сложность фильма в том, что тогда не было так много камер, как теперь и на огромную линию фронта в несколько тысяч километров было 5-6 операторов. Снять события в реальной сложности они конечно не могли, но все-таки наиболее важные события гражданской войны отражены.
У фильма было 13 частей, и каждая из них посвящена определённому событию. Например, «Разоружение московских анархистов» или «Астраханский мятеж» или «Оборона Царицыно», которого здесь нет. Это один из немногих роликов, который мне не удалось найти, а именно там должен был быть товарищ Сталин. От съёмок практически ничего не осталось, в отличии от товарища Троцкого, который всегда выезжал на фронт с кинооператором и он фиксировал все его передвижения. Сталин выезжал всегда без оператора, хотя есть свидетельства, что его иногда снимали, но эти съемки пока не найдены.
Для кого полезен этот фильм?
Для тех, кто изучает документальное кино, это фильм важен, поскольку здесь уже видны какие-то черточки, которые позднее разовьются у зрелого автора Вертова. Сам Дзига Вертов считал этот фильм последней ступенькой к своим знаменитым «киноправдам», которые стали выходить в 22 году и являли собой серию документальных экспериментальных фильмов. Этот фильм заполняет огромную пропасть, которая была в нашей истории между первым фильмом и его последующими работами.
В этом фильме нарушена хронология, эта хроника сделана так Дзигой Вертовым или вы сформовали, то, что сумели найти и сделать?
Структура фильма сложная, есть прыжки во времени из одного года в другой, из одного месяца в другой месяц и даже в другое время. Например, когда в 1920 снимали бои «Красных» в северном Крыму и недалеко от Екатеринодара, который стал Краснодаром, пишут: «Вот дом, где был убит генерал Корнилов», а он погиб в марте 1918 года. И таких «перепрыжек» там довольно много.
В каких зарубежных архивах искали кадры?
В титрах обозначен Датский архив, именно оттуда мы получили один план, когда красноармейцы отправляются на фронт с Казанского вокзала. У нас это кинонеделя не сохранилась целиком, есть только мелкие фрагменты, но она целиком сохранилась в Скандинавских архивах.
В фильме все кадры сняты статично, с чем связана такая съемка?
В те времена не было легких камер, они были очень тяжелыми и требовали штатива, потому что держать в руках их было очень сложно. Вес вместе с запасными кассетами достигал до 16 кг и бежать с ними было невозможно.
Во время войны камеры было тяжело достать и сложно ремонтировать в полевых условиях. Операторы не были механиками, не было пленки. Иногда, чтобы снять 100 метров пленки (1,5-2 минуты), требовалось личное разрешение Ленина. Когда Красные войска занимали какую-нибудь украинскую территорию, где был еще свободный рынок, операторы немедленно бежали туда пытались купить пленку у каких-нибудь спекулянтов. Получить по разнарядке они ее просто не могли. Если они покупали пленки таким образом, никто не знал о ее чувствительности, качестве, была ли она засвечена или нет, операторы снимали практически вслепую.
«История гражданской войны» уже в кино