Твой Новосибирск Твой Новосибирск
29 марта
пятница

Мантия для королев российского флота

Мантия для королев российского флота

Российские подлодки станут невидимыми для сонаров

Российские подводные лодки (ПЛ) получат уникальные пьезокерамические покровные антенны, позволяющие принять, обработать и исказить сигналы сонаров вражеских субмарин и кораблей.

Новейшее изделие, представляющее собой полимерную пленку, покрывающую весь корпус подводной лодки, разработано при поддержке Фонда перспективных исследований (ФПИ) Крыловским научным центром и концерном «Океанприбор». Такие антенны будут использоваться в конструкции как перспективных субмарин нового поколения, так и тех, что сейчас стоят на вооружении Военно-морского флота.

«Работа находится в высокой степени готовности, и в ближайшее время начнутся испытания отдельных элементов системы, — рассказал „Известиям“ источник в военном ведомстве, знакомый с ходом работ.

— Речь идет о создании полимерной пленки на базе оксидов циркония, титана и свинца, обладающей свойствами как поглощения внешнего радиосигнала, так и выступающей его проводником. Фактически слой пьезорезины, нанесенный на корпус подводной лодки, делает гидроакустической антенной весь корпус корабля».

По словам источника, проект под названием «Корсар» финансирует ФПИ. Петербургский концерн «Океанприбор» создает покровные антенны и датчики. А Крыловский государственный научный центр интегрирует пьезокерамическое покрытие во внешние обводы перспективных кораблей.

Научно-исследовательские работы планируется завершиться до конца 2017 году. После чего будет открыта опытно-конструкторская работа (ОКР) по применению научно-технического задела на конкретных проектах атомных подводных кораблей.

Принцип работы новой системы достаточно прост: попавший на пленку звуковой сигнал сонаров анализируется и классифицируется системой управления покровной антенны, искажается и отправляется обратно. Основой системы служит уникальная пьезокерамика, которая способна задерживать в своей структуре и деформировать акустический сигнал.

Пьезокерамика относится к сегнетоэлектрическим материалам, обладающим пьезоэлектрическими свойствами. Эффект заключается в том, что при механической деформации пьезоэлектрического материала на противоположных гранях возникают равные по величине, но противоположные по знаку электрические заряды.

В бытовой пьезозажигалке для получения высокого напряжения на разряднике достаточно движения пальца. В случае с гидроакустическими комплексами происходит преобразование энергии акустических колебаний в электрическую.

Эксперт в области военно-морской техники Александр Мозговой отметил, что пьезокерамические покрытия идут на смену пассивным противогидролокационным покрытиям из резины, которыми сегодня покрывают все многоцелевые и атомные подводные лодки.

«В США только сейчас поняли преимущества этой технологии для снижения акустической заметности субмарин и так же, как и мы, стали покрывать лодки резиной, — рассказал „Известиям“ Александр Мозговой.

— Их единственный недостаток только в невысокой надежности. После каждого боевого похода из-за воздействия внешней среды подводные лодки теряют часть защитного покрытия, и его приходиться наносить заново».

По словам эксперта, Крыловский центр — ведущее предприятие в стране по разработке радиопоглощающих покрытий для подводных кораблей.

«Использование пьезокерамики, а точнее пленок на ее основе, это дальнейшее развитие звукопоглащающих технологий, и тут российские разработчики снова существенно опережают западные разработки, — отметил Александр Мозговой.

— Главным достоинством станет возможность получения долговечного и прочного покрытия, в структуру которого будет интегрированы различные датчики и антенны. Новым противогидролокационным материалом можно будет покрыть не только перспективные корабли, но и те, что уже стоят на вооружении.

Например, стратегические атомные подводные ракетные крейсеры проекта 667БДРМ, ударные-ракетные АПЛ 949 и многоцелевые лодки проекта 971. Для этого достаточно будет во время очередного межпоходового ремонта заменить покрытие их корпуса на новое и подключить его к электронным системам самой лодки».

21:07
505
Нет комментариев. Ваш будет первым!