Каталонский разлом. Почему Испания против референдума в Каталонии
Войска на улицах Барселоны: у ЕС появилась своя Украина
Политолог Алексей Мартынов — о беспорядках в Барселоне в преддверии референдума о независимости.
На улицах Барселоны и по всей пока еще испанской Каталонии беспорядки. За минувшую неделю обстановка накалилась до предела. Мадрид готов ввести чрезвычайное положение в благополучной и богатой провинции.
Всё дело в том, что парламент Каталонии назначил дату референдума о независимости на 1 октября. И чем ближе плебисцит, тем выше градус истерики в Мадриде.
Вместо того, чтобы наладить конструктивный диалог с властями автономии, центральные испанские власти пошли путем репрессий и давления.
Что, конечно, не вписывается в декларируемые Европейским Союзом принципы свободы мнений и права на референдум в любом вопросе.
Прошла серия арестов среди лидеров автономии, изъят тираж подготовленных бюллетеней. Мадридский суд в спешном порядке клепает решения в отношении каталонских лидеров. От ареста до ежедневного штрафа в €12 тыс. за призывы к референдуму.
Что же так напугало кастильцев? Почему они так боятся референдума?
К примеру, в Великобритании три года назад состоялся референдум о независимости Шотландии по инициативе Шотландской национальной партии. И тогда британские власти не пошли силовым путем сохранения территориальной целостности страны, как это сегодня демонстрирует Мадрид. Британское правительство сохранило лицо и приверженность европейской демократии.
Тогда, сильно рискуя карьерой, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сам возглавил партию против выхода Шотландии из Объединенного Королевства. Отложив все дела, он лично руководил агитационной кампанией и ездил, уговаривая шотландцев. В итоге Великобритания осталась в тех же границах.
Спустя год уговорить британцев остаться в Европейском Союзе ему не удалось. За что Кэмерон и поплатился карьерой. В Брюсселе шутить не любят.
Собственно, за такими не по-европейски жесткими действиями Мадрида в отношении благополучной Каталонии сегодня многие наблюдатели видят позицию евробюрократии. Без согласования в Европейской Комиссии испанские власти на такой «отвязный кастильский дивертисмент» не решились бы.
Историки сегодня вспоминают события 80-летней давности, когда Каталонию фактически захватили войска Франко, подавив очаг демократии. Сегодня Мадрид ввел национальную гвардию в Каталонию. Завтра объявят чрезвычайное положение.
В отчаянии взывая к разуму и европейской демократии, лидер автономной Каталонии опубликовал свою статью в одной из самых тиражных газет Европы — The Guardian — с разъяснением позиции Каталонского парламента относительно предстоящего референдума.
С апеллированием к международному праву и праву наций на самоопределение, указанием на отдельный государственный статус автономии и прямые легитимные выборы каталонского парламента, в конце концов противоречии самих испанских законов. Упрекая Мадрид в том, что вместо диалога о статусе Каталонии и совместном проживании по соседству каталонцы получили волну чрезмерного насилия и репрессий.
Евробюрократы ответили сухо. Мол, Брюссель не вмешивается во внутренние дела стран — членов Европейского Союза.
Каталонцы вышли на улицы. Вышли не за отсоединение от Испанской короны или против. Вышли за свое право проводить референдумы по значимым вопросам. Что, конечно, закреплено и в законе.
То есть теперь вопрос стоит уже не «за» или «против» независимости. А «за права». За так громко декларируемые в ЕС права европейского человека, что уже несколько поколений европейских народов рождается с убеждением реальности этих прав.
Причем если исход возможного референдума еще неделю назад был, что называется, «середина на половину» (как и в Шотландии в 2014-м), то сегодня это уже борьба народа против деспотии метрополии в отстаивании прав европейского гражданина.
Центральные испанские власти блокировали официальные сайты каталонских властей и ввели в Барселону войска и тяжелую бронетехнику. Представить себе такой сценарий в просвещенной Европе еще 10 лет назад было невозможно.
Сегодня это реальность. Как было невозможно представить себе, что в Германии на выборах в бундестаг на волне миграционного кризиса могут пройти ультранационалисты «Альтернатива для Германии» и стать чуть ли не третьей политической силой в ведущей стране Евросоюза.
Куда же катится Европа в жестких веригах Европейского Союза? Представляется, что забавные сентенции украинских лидеров последних лет, что «Украина цэ Эуропа», в свете развития событий не так уж и лишены здравого смысла.
Мы сегодня наблюдаем процесс «украинизации» ЕС. Те методы, которыми действовали украинские власти в Донбассе и по всей стране, сегодня берут на вооружение евробюрократы. Пример Испании, боюсь, не последний.
В этом смысле совершенно другими красками играют все проблемные вопросы к России со стороны коллективного Запада относительно Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, Донбасса и так далее. И, конечно, Крыма, который нашел силы и мужество вопреки всему и опираясь на международное право, вернуться в «родную гавань» в марте 2014 года.
Флер красивых слов про демократию и права человека слетает с ЕС как осенние листья с деревьев. За осенью всегда приходит зима.