Великая Депрессия - как произошел губительный удар по экономике США
Великая Депрессия — уроки прошлого или неизбежность настоящего
В наше непростое время только ленивый не говорит о грядущем мировом кризисе. Этому вопросу посвящены многочисленные обзоры и прогнозы аналитиков, экспертов, и экономистов.
Мы к этому уже привыкли. Только вот необходимо осознавать, что грядущий кризис мировой экономики по своей мощи может быть сопоставим с цунами, и как следствие коллапсом всей капиталистической системы. Грядет изменение мирового порядка, и выживет в этом лишь тот, кто дальше стоит от долларового мешка. Вспомним самый страшный кризис прошлого столетия – Великую депрессию.
Экономические кризисы повторяются в большей или меньшей степени из столетия в столетие. Самая страшный кризис пришёлся на 30-е гг. прошлого века и закончился только с приходом второй мировой войны, когда американская экономика перешла на военное производство и так в этой стадии и осталась.
Причины Великой Депрессии
«Великая Депрессия» была вызвана некоторой разбалансировкой экономики США после 1920 года. Именно тогда показались первые признаки перепроизводства. Но правительство не среагировало на эти признаки должным образом.
Были предложения, направленные на улучшение ее стабильности, но их отклоняли. Например: Вудро Вильсон предлагал создать один центральный банк, который в случае кризиса, не «рассыпался» бы так, как это сделали банки в действительности.
До «Великой Депрессии» правительства редко принимали какие-либо действия во время экономического спада, доверяя рыночным отношениям, ради достижения экономической коррекции.
После «Великой Депрессии» государственное влияние независимо от формы налогового или промышленного регулирования, общественных работ, страхования и услуг, или дефицита в финансах, начинало принимать главную роль в обеспечении экономической устойчивости в большинстве промышленных стран с рыночной экономикой.
Обстановка во время Великой Депрессии
Не зря Великую Депрессию относят к одним из наиболее значимых событий века. На протяжении всего своего существования она вершила судьбы людей: кто-то разорялся, кто-то только набирал свое могущество; одни голодали, другие жили в достатке. Она имела место в каждой семье таких индустриально-развитых странах, как США, Германия, Великобритания. Она влилась во все сферы повседневной жизни.
Великая Депрессия имела важные последствия в политической сфере. В Соединенных Штатах, экономический кризис привел к победе на выборах демократа Ф. Рузвельта. Рузвельт подключал к работе сотрудников, проводивших значительные государственные и общественные работы, ради более скоро восстановления.
Но несмотря на это активное вмешательство, массовую безработицу не удалось восстановить до самого начала Второй Мировой Войны. С ее началом опустевшие американские заводы стали ломиться от заказов из Европы. Депрессия полностью закончилась вскоре после входа Соединенных Штатов в войну в 1941 году.
В Европе, Великая Депрессия усиливала экстремистские силы и уменьшала престиж либеральной демократии. В Германии, экономический кризис непосредственно содействовал приходу к власти А. Гитлера в 1933 году. Нацисты, благодаря загрузке военными проектами, смогли выйти из кризиса уже в 1936 году.
Первые удары кризиса разразились 24 октября 1929 г., когда в США началась биржевая паника. В этот день на нью-йоркской бирже было продано 12,8 млн. акции, т. е. в 1,5 раза больше, чем когда-либо ранее. Через несколько дней. 29 октября, был достигнут новый пик спекулятивного ажиотажа, когда из рук в руки перешли 16.4 млн. акции. Курс ценных бумаг на нью-йоркской бирже стремительно покатился вниз.
C лета 1929 г. в США стали сказываться признаки кризиса перепроизводства, который быстро охватил промышленность, сельское хозяйство, финансовую систему и другие отрасли экономики.
Период с лета 1932 г. до весны 1933 г. стал временем наибольшего углубления кризиса. И только с весны 1933 г. уровень промышленного производства США стал медленно повышаться, знаменуя собой начало перехода экономики из кризиса в длительную депрессию.
Широчайшие размеры приобрели в годы кризиса разорение и банкротства промышленных, торговых и финансовых предприятий и фирм. По официальным данным, в 1929—1933 гг. произошло около 130 тыс. коммерческих банкротств. Кризис с огромной силой ударил и по банковской системе страны. За четыре года, с 1929 по 1932 г., прекратили существование 5760 банков, т. е. пятая часть всех банков США, с общей суммой депозитов более чем в 3,5 млрд. долл.
Невероятно тяжелы были социальные последствия кризиса. Национальный доход страны, составлявший в 1929 г. 86,8 млрд. долл., упал в 1933 г. до 40,3 млрд., т. е. более чем вдвое. Удары кризиса в той или иной степени ощутили даже монополистические объединения. Уже в 1931 г. американские корпорации подвели свой баланс с потерей в 487 млн. долл. В 1932 г. эти потери увеличились до 3511 млн. долл. Это была подлинная катастрофа для бизнеса.
Сильнейшее падение промышленного производства, закрытие десятков тысяч заводов, фабрик, шахт, огромная недогрузка производственного аппарата — все это привело к колоссальному росту безработицы. По данным правительственной статистики, в 1933 г. в Соединенных Штатах насчитывалось 12830 тыс. полностью безработных, а доля безработных в общей численности рабочей силы страны достигла 24,9%.
Однако прогрессивная общественность США справедливо расценивала эти официальные данные как значительно заниженные. Так, по оценке прогрессивной организации американских экономистов — Ассоциации по исследованию проблем труда, число безработных в США к началу 1933 г. составило 16,9 млн.
Это означало, что в период наибольшего обострения экономического кризиса каждый третий рабочий был лишен занятости. Очень широкое распространение получила частичная безработица. По данным АФТ, в 1932 г. полностью занятыми остались только 10% рабочих. По выражению одного из современников, в начале 30-х годов «безработица стала постоянной чертой американской жизни».
Массы безработных и членов их семей лишились в годы кризиса всяких средств к жизни. Отсутствие системы социального страхования в США не оставляло никаких надежд на помощь со стороны государства.
После долгих месяцев бесплодных поисков работы и истощения всех сбережений, после лишения имущества и выселения за невзнос квартирной платы сотни тысяч трудящихся превращались в нищих и бездомных бродяг, скитавшихся по стране в поисках пропитания. Многие оказывались перед реальной угрозой голодной смерти.
Только в Нью-Йорке в 1931 г. было зарегистрировано около 2 тыс. случаев голодной смерти.
Резко ухудшилось и положение тех, кому посчастливилось сохранить работу. С самого начала кризиса, особенно со второй половины 1931 г., во всех отраслях промышленности проходило стремительное падение заработной платы.
Даже по данным официальной статистики, среднегодовой заработок рабочего обрабатывающей промышленности сократился в 1933 г. по сравнению с 1929 г. на 30% (с 1543 до 1086 долл.). За счет систематического снижения ставок и неполной занятости общий фонд заработной платы американских рабочих сократился за годы кризиса примерно на 60%.
Не лучшим был и удел фермеров. C наступлением промышленного кризиса и новым, еще более сильным обострением кризиса перепроизводства в сельском хозяйстве, большинство из них оказалось на грани полного разорения.
Цены на важнейшие продукты земледелия и животноводства упали в 1932 г. в 2—3 раза по сравнению с 1929 г. Соответственно денежные доходы фермеров сократились за эти годы с 11 312 млн. до 4748 млн. долл,, или на 58%.
В этих условиях для большинства фермеров стала крайне затруднительной регулярная уплата так называемых фиксированных издержек производства: земельной ренты, процентов по задолженности и налогов. Все это привело к повальному разорению фермеров.
За четыре года, с марта 1929 г. по март 1933 г., были принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов 897 тыс. фермерских хозяйств, т. е. 14,3% их общего числа в стране.
Разорившиеся фермеры либо оставались на прежнем месте в качество арендаторов и переходили к полунатуральному потребительскому хозяйству, либо, бросая хозяйство, вливались вместе с членами семей в огромную армию бродяг, скитавшихся в напрасных поисках работы.
Углубление промышленного и аграрного кризиса с осени 1931 г. привело к наступлению нового этапа финансового кризиса. Наибольшей остроты он достиг в феврале-марте 1933 г., когда вся банковская система США пришла в полное расстройство.
По стране прокатилась новая, еще более сильная волна банковских крахов. Миллионы мелких вкладчиков — рабочие, фермеры, представители средних слоев города, положение которых резко ухудшилось с первыми ударами кризиса, теряли свои последние сбережения и превращались в нищих.
Решение кризиса
Весна 1933 года вынудила новую администрацию действовать решительно. Стало известно, что во многих штатах, объявив о банкротстве, закрылись все банки. Огромные толпы осаждали банки, требуя возврата вкладов. Закрывались предприятия, школы, муниципалитеты.
Начались массовые митинги и акции протеста против некомпетентности государства и частного предпринимательства. Власти жестоко подавляли голодный бунт. Например, когда ветераны войны пришли со своими семьями к Белому Дому требовать обещанные им выплаты, власти расстреляли мирную демонстрацию, а на палаточный городок, устроенный неподалёку, выпустили танки!
Первоочередной задачей кабинета был банковский кризис. Декретом президента объявлено о четырехдневном принудительном закрытии банков, запрете вывоза из США золота, серебра и бумажных денег. Рузвельт добился своего — через несколько дней стабильность банковской системы была восстановлена.
В марте президент направил Конгрессу послание, предусматривавшее ряд мер помощи безработным, организацию специальных трудовых лагерей для безработной молодежи, широкое развитие общественных работ по всей стране, финансовую помощь штатам для оказания прямой материальной поддержки голодающих семей безработных.
Чтобы предупредить массовые выступления фермеров, доведенных до отчаяния разорением, распродажей за долги имущества и земли, Рузвельт издал закон о моратории на фермерскую задолженность, а также закон о восстановлении сельского хозяйства,
В июне принят закон о создании федеральной службы занятости и закон о рефинансировании задолженности по жилищному кредиту. Далее последовал закон о кредитовании фермерских хозяйств, принесший облегчение фермерству, задавленному долгами.
Упорядочивание отношений между предпринимателями и группами предпринимателей было решено добиться путем принудительного коррелирования промышленности. Для увеличения занятости, повышения покупательной способности и стабилизации товарного рынка различные отрасли должны были ограничить себя "кодексами честной конкуренции".
Предполагалось, что в каждой отрасли под наблюдением правительства можно будет остановить процесс снижения цен, выработав строго определенные нормы производства и сбыта, определив уровень цен и условия коммерческого кредита.
Группам промышленников вменялось в обязанность согласовать с профсоюзами минимальные размеры зарплаты и максимальную продолжительность рабочего дня. Окончательное решение по этим кодексам было в руках президента.