Спустя 23 года сын встал в строй вместо отца накрывшего собой противопехотную мину на боевом задании
Чувствую, что я здесь нужен…
Добрая улыбка, тот же открытый взгляд, как на сохранившихся фотографиях его отца — бойца Архангельского ОМОНа Алексея Митрофанова, геройски погибшего во время боевой операции.
Алексею тогда было всего 23 года… Ровно столько же, сколько сейчас сыну Александру — сержанту полиции, так удивительно похожему на отца...
Живые воспоминания
Александр Митрофанов знает два иностранных языка, играет на разных музыкальных инструментах, занимается спортом, а в юности увлекался граффити. За плечами — срочная служба в морской пехоте. Свой путь в полиции он начал с работы в патрульно-постовой службе. Сейчас он дежурный по режиму Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Архангельской области. Получает высшее юридическое образование и мечтает о службе в спецподразделении, как и его отец, геройски погибший во время боевой операции и награждённый орденом Мужества сотрудник Архангельского ОМОНа Алексей Митрофанов…
— Здравствуйте! — Александр открывает дверь в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей регионального УМВД, где несёт службу.
Саша немного волнуется, понимая, что разговор пойдёт о личном.
— Папу я помню отрывочно. Когда смотрю фотографии, какие-то моменты в памяти оживают. Остались скорее даже не воспоминания, а ощущения — силы, смелости, надежности. Я был совсем маленьким, но запомнил, как папа приехал домой из первой командировки в 1995 году. Все радовались, накрыли стол, он привёз мне игрушку, по-моему, машинку.
Мама рассказывала Саше о том, как они с отцом познакомились. Алексей играл на гитаре у неё под окнами, сам сочинял песни, посвящал будущей жене. Парень был весёлый, видный.
— Видимо, харизмой взял, — улыбается Александр. — Маме с ним было спокойно и интересно. Она рассказывала, что отец занимался карате, тяжёлой атлетикой, пел в хоре, хорошо рисовал. После школы он служил в Воздушно-десантных войсках, уже в армии побывал в горячих точках — Приднестровье, Нагорном Карабахе. Мама два года его ждала. В 1993 году папа пришёл из армии и сразу поступил на службу в ОМОН, в отряде он был с первых дней образования.
Александр гордится отцом: он принёс себя в жертву и этим спас товарищей. Это случилось в 1996 году. В спецоперации по зачистке местности после отражения нападения боевиков, передвигаясь в составе группы, отец задел проволочную растяжку противопехотной осколочной мины...
Времени на раздумье не было: рядом командиры и товарищи, мина сработает быстро, дальность разлёта осколков не меньше 25 метров. Он закрыл её собой… Совершил подвиг, чтобы его сослуживцы увидели семьи, детей… В той ситуации наступить на мину мог любой, но как отреагировал бы другой человек, неизвестно — мог испугаться, отшагнуть, и тем самым убил бы не только себя, но и других...
— В какой-то момент я начал замечать, что сослуживцы отца оказываются вокруг меня абсолютно везде, как будто наблюдают со стороны, — признаётся Александр. — Недавно, например, узнал, что даже лучший друг моего тестя — коллега отца. Когда встречаемся, рассказывает о папе, говорит: «Лёха — хороший мужик был, смелый, храбрый. Молодец, что пошёл по его стопам»…
На здании 11-й школы Архангельска, где учился герой, открыли мемориальную доску. Теперь в память об Алексее Митрофанове там каждый год проводится эстафета среди сотрудников.
— Сначала я ходил на эстафету с мамой в качестве зрителя. Мы болели за команду ОМОНа. А последние два года я принимаю в ней участие на этапе замены колеса на служебном автомобиле: сначала в составе сборной Центра профессиональной подготовки регионального УМВД, потом — в команде УМВД области, — рассказывает сержант полиции. — Это для меня очень важно. Надеюсь, в этом году тоже буду участвовать.
Суровая школа ППС
Саша Митрофанов хорошо учился. Окончил музыкальную школу по классу баяна. Играет на фортепиано и гитаре. В детстве занимался таэквондо, показывал неплохие результаты на чемпионате России.
После выбрал лыжные гонки — получил первый взрослый разряд по беговым лыжам. В 14 лет увлёкся граффити, к 16 годам начал заниматься художественным оформлением.
После школы поступил в университет на факультет иностранных языков. Оттачивал английский и немецкий. Отучился полгода и отчислился. Решил деньги зарабатывать — юношеский максимализм.
— Считал: сам всё могу, всего достигну, — признаётся Александр. — Потом одумался, поступил на юридический факультет, но призвали в армию.
Митрофанов служил в морской пехоте под Мурманском. Когда вернулся, продолжил учёбу на заочном отделении юридического факультета Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова. Сейчас оканчивает третий курс.
— Демобилизовавшись, задумался о работе, — рассказывает Александр. — Решение принял быстро — мысли о службе в органах внутренних дел появились давно. Мама к этому выбору отнеслась насторожённо, но поддержала.
В 2016 году полицейский патрульно-постовой службы полиции УМВД России по городу Архангельску младший сержант полиции Александр Митрофанов принял присягу. Событие проходило в музее истории регионального УМВД — там, где хранятся фотографии его отца…
А потом начались служебные будни. Дежурства на улице вне зависимости от времени суток и погодных условий.
Александр убеждён, что патрульно-постовую службу должен пройти каждый начинающий сотрудник полиции. ППС — это хорошая школа жизни, и он рад, что испытал её.
— Порой приезжаешь на вызовы — и удивляешься, в каких условиях живут люди, в каких они оказываются ситуациях, какие возникают конфликты, — говорит Митрофанов. — А ты появляешься там первым из коллег и должен принять первоначальное решение.
Уже потом, по словам сержанта полиции, если это необходимо, приезжает следственно-оперативная группа. И другим сотрудникам в какой-то мере проще, потому что человек уже успокоился, не такой возбуждённый или агрессивный, как поначалу.
30 дней на исправление
В прошлом году Александр решил испытать себя в другом направлении и перешёл на службу в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей регионального УМВД. Здесь он полностью погрузился в работу с трудными подростками. Сержант полиции легко находит контакт с ребятами — они зачастую видят в нём старшего брата и пытаются брать с него пример.
— Здесь оказываются подростки, нарушившие закон, но не достигшие возраста уголовной ответственности, — рассказывает сержант полиции. — Их помещают сюда на месяц. Задача центра — помочь им исправиться за это время, пересмотреть своё поведение, показать, что есть и другая сторона жизни. Большинство наших подопечных — из неблагополучных семей. Там специфический образ жизни, другие приоритеты. Важно, чтобы, вернувшись в привычную среду, они задумались: а ведь бывает и по-другому.
По словам Александра, в своём привычном окружении воспитанники центра, как правило, не встречают людей, которые могли бы что-то подсказать, помочь. А здесь детей окружают заботой. С ними проводят занятия педагоги домов детского творчества, работают психологи, ребята посещают музеи, вяжут, рисуют и поют...
Митрофанов уверен: так у юных правонарушителей появляется возможность зацепиться за то хорошее, что есть в жизни. Как они этим воспользуются — будет зависеть от них самих.
Сотрудник центра убеждён, что на 11-13-летних ребят легче повлиять, чем на более старших. У взрослых подопечных уже сформировалось своё отношение к жизни. Некоторые появляются здесь уже не первый раз. Таких направляют в спецшколу или спецПТУ. И иногда случается так, что, получив профессию, они идут честно работать. Без усилий специалистов центра этого бы точно не произошло.
В новой работе Александру пригодилось и умение играть на музыкальных инструментах, и юношеское увлечение граффити, и спортивная подготовка.
— Когда погода позволяет, мы играем с мальчишками в футбол, — рассказывает сержант полиции. Ещё я учу играть их на гитаре. Начинаем с простых аккордов. Им сложно, потому что многие никогда гитару в руках не держали, но схватывают быстро. На фортепиано в основном я им играю, а они слушают — ведь за месяц это искусство не освоить.
С приходом Александра в центре стало уютнее: на стенах комнат для ребят появились необычные рисунки. У мальчиков — космическая тематика: планеты, звёзды, ракеты. У девчонок — загадочные феи.
— Мы вместе придумывали сюжеты, — улыбается Саша.
О продолжении рода…
Помогая воспитывать подростков, Александр уже задумывается о появлении собственных детей, но пока считает, что с этим вопросом нужно немного подождать.
— Образование получу, стану офицером — тогда и посмотрим. Если честно, мне очень хочется дочку, — признаётся Саша. — Пять месяцев назад я женился. Мы с Лизой знакомы восемь лет. Сначала просто общались. Но потом дружба переросла в серьёзные отношения. Лиза — близкий мне по духу и по характеру человек. Кстати, она училась в той самой 11-й школе, которую оканчивал и мой отец.
Избранница полицейского чем-то похожа на его мать.
— Даже внешне, — шутливо подмечает Александр. — И по характеру тоже: требовательная особа. Но если не требовать, трудно чего-то добиться.
А добиться он планирует многого. Сейчас Саша делает упор на образование и физическую подготовку, но хочет продолжить изучать иностранные языки. Как сложится его дальнейший путь в органах внутренних дел, пока не знает.
— Не исключено, что это будет спецподразделение, — предполагает младший сержант. — А возможно, останусь работать в центре. Чувствую, что я здесь нужен…
Вера ИВАНОВА
Фото автора и из архива семьи Митрофановых Архангельская область