Твой Новосибирск Твой Новосибирск
11 декабря
среда

Жена дождалась. В Афганистане найден живым пилот пропавшего советского самолета-разведчика Су-17М3Р

Жена дождалась. В Афганистане найден живым пилот пропавшего советского самолета-разведчика Су-17М3Р

Хроника боя: последний боевой вылет лётчика, найденного 30 лет спустя в Афганистане

 «КП.ру» восстановила хронологию событий того октябрьского дня 1987 года, когда старший лейтенант из Батайска исчез на долгие годы.

В пятницу, 1 июня, глава Союза десантников России генерал-полковник Валерий Востротин сообщил сенсационную новость: обнаружен советский военный летчик, пропавший без вести 31 год назад во время войны в Афганистане и заявивший о своем намерении вернуться в Россию.

Чуть позже «КП» выяснила: с большой долей вероятности, речь идет о старшем лейтенанте Сергее Пантелюке, уроженце г. Зерноград Ростовской области, которого в Батайске до сих пор, несмотря на прошедшие тридцать с лишним лет, ждут дома его родные: жена Ирина, которая так и не вышла замуж вновь, потому что все время верила, что муж вернется наконец, и дочь Лариса, которую он так и не видел ни разу с момента ее рождения, потому что она появилась на свет за три месяца до его исчезновения в афганских горах.

Изображение

Самолет-разведчик Су-17М3Р — точно на таком же летал в Афганистане Сергей Пантелюк. Фото: Авиация и Космонавтика 2012–05 / В.Марковский, И.Приходченко

Корреспонденты «Комсомольской правды» в Ростове-на-Дону» попытались восстановить на основе документов и воспоминаний очевидцев хронологию того рокового дня, когда Сергей Пантелюк пропал без вести...

За месяц до ЧП был награжден орденом

Как потом не раз и не два повторяли забитую и страшную фразу сослуживцы Сергея Пантелюка по 263-й отдельной тактической разведывательной эскадрильи ВВС 40-й армии, воевавшей в Афганистане, «в тот день, 28 октября 1987 года, ничего не предвещало беды».

То есть вот как: беда-то могла произойти с каждым из них в любой момент, при выполнении любого задания, но в том-то все и дело, что все было как обычно: обычное задание, обычный маршрут.

Оба военных летчика, ведущий звена капитан Валерий Сафонов и ведомый старший лейтенант Сергей Пантелюк в паре на своих Су-17М3Р, с подвесными контейнерами с разведаппаратурой, летали множество раз, и уже свыклись с тем, что с начала месяца по распоряжению разведотдела ВВС 40-й армии эскадрилью перевели на двухсменный режим полетов: готовилась крупномасштабная войсковая операция, и свежая информация о перемещениях группировок вражеских сил нужны были постоянно.

Поэтому с шести утра до двух часов дня работала дневная смена, а с шести вечера и до четырех утра — ночная, которая сбрасывала осветительные бомбы на базы душманов в районы Хоста.

В тот самый день Сафонов и Пантелюк отправились в дневную смену. Им нужно было, как значилось в боевом задании, «выполнить радиотехническую разведку средств противника по маршруту: Баграм — отметка 4788 (в 35 км западнее н.п. Биркот) — Джелалабад — Гардез — оз. Аби-Истада-Ландай-Фарах с посадкой в аэропорту Шинданд».

Изображение Сергей Пантелюк с друзьями. Фото: «Книга памяти о погибших в Афганистане» (Ростовская область)

Чтобы было понятно: и ведущий, и ведомый считались опытными пилотами, буквально за месяц до этого оба были награждены орденом Красной Звезды. Вот, например, что значилось в наградном представлении на Пантелюка:

«Исполнительный и дисциплинированный офицер. Военный летчик 3-го класса. Общий налет 530 часов.

За время пребывания в республике Афганистан совершил 118 боевых вылетов на воздушную разведку объектов мятежной оппозиции. В составе пары обнаружил 8 караванов вьючных животных с оружием, 50 автотранспортных средств противника, 2 позиции ДШК.

Подтверждено аэрофотоснимками уничтожение в результате ракетных и бомбовых ударов 11 единиц транспорта, 16 вьючных, 1 позиции ДШК. Принимал участие в войсковых операциях «Центр», «Энергия», «Завеса», «Блокада». Выполнял боевые задачи по обеспечению проводки грузоперевозок и продвижения войск на участках дорог: Саланг-Кундуз, Кабул-Кандагар, Файзабад-Кундуз, Кабул-Джелалабад-Асадабад».

Как это было

Согласно отчетным данным о том полете, 28 октября 1987 года в 11.30 звено Сафонова-Пантелюка поднялось в небо. «Сушки» легли на курс на Биркот, набирая высоту до нужного эшелона.

«Провинция Кунар среди авиаторов, десантников и разведчиков ГРУ считалась одним из «гиблых мест», — рассказывал потом один из сослуживцев Пантелюка. — А треугольник, заключенный между отметкой 4551 м, Асадабадом и Биркотом, называли «бермудским».

На 21-й минуте полета ведущий выполнил правый разворот на Джелалабад, встал на заданный курс, осмотрелся… А ведомого нет! Не наблюдая его Сафонов несколько раз запросил его по радио. Сергей Пантелюк на запросы не отвечал.

Маршрут проходил в 30 км от границы с Пакистаном, особый режим полета.

Как правило, пакистанские ВВС в таких случаях поднимали истребители-перехватчики F-16. Поэтому командные пункты (КП) в аэропортах Баграма, Кабула, Джелалабада обязаны были сосредоточить внимание именно на этом участке воздушного пространства, но, увы, никто из офицеров боевого управления КП не зафиксировал точное время пропадания метки на экранах радаров от самолета ведомого.

Радиомаяк от аварийной радиостанции не работал — это могло означать, что летчик не катапультировался, или же произошел отказ радиостанции, что маловероятно: такое происходит только в 1 случае из 100».

Поиски

Уже через полчаса после того, как поступила информация о ЧП, командир эскадрильи Леонид Кныш и его зам майор Лукьяненко вылетели на поиски пропавшего Су-17: буквально «на брюхе» они обследовали предполагаемое место падения (по воспоминаниям, впрочем, в тот день как раз во время рокового полета испортилась погода), но ничего не нашли.

Не дал ничего и полет Ан-30, сделавшего топографическую съемку местности: на пленке не обнаружились фрагменты упавшего самолета.

ИзображениеЕще на 4-м курсе Ейского училища Сергея Пантелюка определили на отделение тактических разведчиков. Фото: «Книга памяти о погибших в Афганистане» (Ростовская область)

Версию предательства отмели сразу

Комиссия по расследованию исчезновения самолета старшего лейтенанта Пантелюка и его самого рассматривала несколько версий случившегося, хотя — некоторые из них отпали сразу сами.

Например, предположение об экстренной посадке вряд ли было состоятельным: склоны Гиндукуша в том месте очень крутые, так что сесть Су-17 никак не мог.

Само собой, особый отдел КГБ отрабатывал и версию и измены Родины — ведущего звена Валерия Сафонова, который и без того был угнетен пропажей боевого друга, несколько раз дергали на допросы. Но это напрочь исключили.

Причин тому было несколько. Во-первых, буквально за несколько месяцев до случившегося, 22 июля, у Сергея Пантелюка родилась дочка Лариса, и он буквально считал дни до долгожданного двухнедельного отпуска, который предстоял ему и капитану Сафонову буквально с 30 октября, то есть через два дня. Он, что называется, спал и видел, как приедет домой в Батайск, обнимет жену Ирину, поднимет на руки ребенка.

Во-вторых, все отмечали силу характера старлея — и его ненависть к «духам», лишившим жизни его однокурсников по Ейскому летному училищу из соседнего полка штурмовиков. И, наконец, в-третьих, случись что-то подобное, западные СМИ раструбили бы об этом в тот же день.

Добавим: официального подтверждения, что нашедшийся в Пакистане летчик — именно Сергей Пантелюк, пока нет. Однако, и его сослуживцы, и родные верят, что это — действительно он.

Александр Степанов


22:02
837
Нет комментариев. Ваш будет первым!