История Хэллоуина. Почему в России не боятся мертвых
Хэллоуин: почему Запад боится мёртвых, а Россия — нет
Праздник Хэллоуин — относительно молодой, частично он восходит к верованиям древних кельтов, которые считали, что с наступлением ноября в мир живых могут прорваться потусторонние силы. Однако если в эти дни Запад защищался от призраков и духов, то на Руси гадали и пели песни о будущей свадьбе, предпочитая не бояться умерших предков.
Праздник Хэллоуин отмечается каждый год 31 октября, в канун Дня Всех Святых, который традиционно считается единственным днем в году, когда духи умерших могут вернуться на землю. Наиболее широко празднуется в США и Канаде, в последнее время стал популярным в Европе и России.
Среди самых известных традиций праздника — костюмированные вечеринки, участники которых переодеваются в нечисть.
Корреспондент РИА Новости поговорил с экспертами и выяснил, что общего у Хэллоуина, кельтского языческого праздника Самайн и Дня Всех Святых и почему Запад боится мертвых предков, а Россия — нет.
Хэллоуин — откуда он взялся?
Как рассказала РИА Новости старший преподаватель кафедры древних языков исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук Нина Живлова, представление о том, что корни Хэллоуина уходят в глубокую дохристианскую, якобы «кельтскую» древность, не совсем верное.
«Хотя какая-то связь между Хэллоуином, Самайном и Днем Всех Святых существует, современный комплекс атрибутики Хэллоуина сложился в лучшем случае к началу XIX века.
Древние кельты не вырезали тыквы (это обычай американских поселенцев, тыква — американское растение), не делали „традиционное ирландское“ картофельное пюре-колканнон (картофель, естественно, тоже пришел из Америки) и даже не запекали в кексы серебряные монетки (в древней Ирландии не было денег, их начали чеканить только викинги)», — говорит Живлова.
Она пояснила, что английским словом «Хэллоуин» («канун Дня Всех Святых») обозначают праздничные обычаи, соблюдавшиеся 31 октября, в канун Дня Всех Святых. Эти фольклорные традиции в основном возникли среди англоязычных народов уже в новое время (с XVI–XVIII веков).
Сам День Всех Святых тоже не всегда отмечался 1 ноября — эта дата была одобрена папой римским только в IX веке и ее не сразу приняли во всех европейских странах. А вот кельтский Самайн известен с глубокой древности, и в Средневековье с Днем Всех Святых он не отождествлялся.
Самайн был завершением светлой половины года и переходом к зиме — к этому дню заканчивали собирать урожай, забивали лишний скот, коров возвращали домой с летних пастбищ. Первого ноября и в дни до и после него зажигались костры и светильники, люди пировали и собирались на «оэнах» — племенных собраниях.
По словам Живловой, для средневековых ирландцев наступление темной половины года было связано с различными страхами и опасениями: считалось, что в это время нарушалась граница между миром людей и потусторонним миром и обитатели волшебных холмов — сидов — могли проникать в наш мир, часто с недобрыми намерениями.
Западу страшно, России — не очень
Представление о том, что при наступлении темного времени года в мир могут проникать злые силы или духи умерших, существовало у многих народов, отмечает Нина Живлова.
«Например, в Древнем Риме 8 ноября считалось несчастливым днем — тогда приоткрывали священный колодец, через который могли приходить боги подземного мира, им римляне жертвовали плоды жатвы», — говорит она.
По словам Живловой, для славян начало ноября, напротив, было гораздо менее значимым просто потому, что к этому времени в Восточной Европе — в том числе в России, на Украине, в Белоруссии — сбор урожая уже заканчивался и наступали холода.
Воспоминания об умерших в православной России были связаны с Дмитровской родительской субботой — перед Днем Святого Дмитрия Солунского (8 ноября). В этот день готовили блины, кутью, пироги, кое-где закалывали свинью, как в Ирландии на День Святого Мартина.
«На Руси началом зимы традиционно считался праздник Покрова (1/14 октября), и уже с этого времени приходилось бояться нечисти: с начала октября в лесу бесились лешие, в ноябре начиналось царство змей и волков.
Первого ноября, на День Кузьмы и Демьяна (Кузьминки), старики задабривали домового, а девушки собирались на пирушки, пели песни о будущей свадьбе, гадали, жарили кур и иногда приглашали парней», — пояснила она.
Как рассказал РИА Новости специализирующийся на проблемах современной культуры заместитель заведующего отделением журналистики Института государственной службы и управления РАНХиГС Андрей Новиков-Ланской, славянской и русской культуре в целом не свойственен страх перед гостями из потустороннего мира.
«Традиционно русский народ мертвых не боится, он не делает из этого культа ужасов. Мертвые предки помогают, а не мешают — по крайней мере, в славянской мифологии. А в западной культуре это превращается в нечто пугающее, ужасное, и в этом сама структура американского праздника.
Мы любим наших мертвых предков, а они их боятся. В православной культуре за умерших родственников молятся, у нас нет ужаса перед какими-то призраками, привидениями», — говорит Новиков-Ланской.
Хэллоуин — праздник для студентов
Заведующий научно-исследовательской лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Сергей Неклюдов считает, что Хэллоуин вполне может прижиться на российской почве.
«Праздники других народов вполне себе приживаются, если они соответствуют какому-то запросу, на который по каким-то причинам в данный момент не отвечает родная культура.
И раз он пользуется популярностью — а он точно пользуется популярностью, есть много людей, которые его радостно справляют, — значит, видимо, эта потребность есть», — говорит эксперт.
Новиков-Ланской рассказал РИА Новости, что в основном Хэллоуин сегодня празднует городская студенческая молодежь.
«Объясняется это просто. Молодежи нравится все иностранное, яркое, провокационное, и их можно понять — действительно, это праздник хулиганский, эпатажный, можно изображать нечистую силу, мертвецов.
Тут уже ничего не поделаешь — даже если вести целенаправленную работу по искоренению такого рода праздников и их атрибутики, праздновать его все равно продолжат, но, возможно, он станет просто явлением субкультуры», — считает эксперт.
Гость 6 лет назад #