Твой Новосибирск Твой Новосибирск
29 марта
пятница

Тонкий намек на толстые меры. Российские санкции против Украины в стратегическом фокусе

Тонкий намек на толстые меры. Российские санкции против Украины в стратегическом фокусе

Первый блин списком. О санкциях РФ в отношении Украины

Введение санкций против целого ряда украинских компаний и политиков вызвало разговоров в России не меньше, нежели на Украине. Во-первых, некоторые эксперты считают эти меры запоздалыми и неполными. Во-вторых, в целом не верят в их стратегическую эффективность. Но все-таки — нужно же с чего-то начинать.

Начнем с основополагающего: необходимы ли некие дисциплинирующие меры в отношении потерявшего всякие берега, культивирующего ультранационализм и неонацизм киевского режима? Безусловно, да. Могут ли предпринятые шаги считаться исчерпывающими? Однозначно нет.

Предъявленный санкционный список насчитывает 322 физических лица и 68 юрлиц. Конечно, одновременно объять санкциями всех небратьев невозможно, а потому, в первую очередь, в список физических лиц вошли те, кто отличается русофобской медийной активностью: высшие чиновники, лидеры националистических группировок, одиозные депутаты, припадочные культуртрегеры. Ну нельзя же всерьёз полагать, что у глупышки Ницой или мальчика-флюгера Леши Гончаренко есть какие-то серьезные коммерческие вложения в РФ.

Разумеется, подобные персонажи дежурно отработали в украинских СМИ гордость по поводу включения в список, поскольку им все равно нечего терять.

«Скажу так, я не знаю, что там можно было „заморозить“ у меня лично, но я доволен попаданием в этот список. Это значит, что все, что делаю, — правильно», — накалякал тот же Гончаренко.

Ярош, Карась, Корчинский в списке — лишь констатация факта их невменяемости. Тем более что санкции даже не подразумевают запрет на въезд на территорию РФ — там речь идёт о финансовых операциях и материальных активах. А потому патентованным националистам торжественно провозглашённые анафемы — что с гуся вода. Скорее, это шаг навстречу общественному мнению в России.

Более значимые фигуры, типа генпрокурора Луценко, также публично продемонстрировали свою радость от попадания в список.

«Это предмет гордости для нас… Конкретно, что касается меня: я, конечно, проверил, есть ли я в списке. С удовольствием увидел, что я есть. Значит, я на правильном пути», — подчеркнул Юрий Луценко.

Изображение

Хотя, пожалуй, здесь радость немного преувеличена: согласно сообщениям украинской прессы (в частности, ещё одного фигуранта списка Сергея Лещенко), у четы Луценко имеется дорогая собственность в Крыму — 145-метровая квартира в Ялте, записанная на подставное лицо — некую Светлану Рыженко. Стоимость апартаментов — порядка миллиона долларов. Возможно, поэтому в санкционный список жену Юрия Витальевича и не включили: будет супругам о чем поговорить на досуге.

Вообще, стоит отметить — от первоначального заявления о санкциях до их реализации прошло изрядно времени, чтобы заинтересованные лица успели кое-что переоформить на иных людей. А многие, подозреваю, сделали это значительно раньше.

Так, бизнес попавших в список Александра и Галина Гереги — сеть строительных гипермаркетов «Эпицентр» — уже давно работает в Крыму под другим названием. Возможное участие супругов (точнее, уполномоченных ими лиц) в бизнесе на полуострове многократно становилось объектом расследования украинских СМИ.

Из по-настоящему крупной дичи можно увидеть в списке немногих. Например, олигарха Виктора Пинчука — поскольку с ним, как и с его продавшим душу дьяволу тестем, разговор бесполезен.

Нескольким персонажам сделан толстый намёк через включение в список некоторых им подконтрольных предприятий, на что справедливо указывает киевский политолог Руслан Бортник:

«Это больше приглашение к диалогу и угроза санкциями в будущем».

На это же обращает внимание и российский политолог Олег Бондаренко:

«В списке нет представителей украинского олигархата: Рината Ахметова, Дмитрия Фирташа, Игоря Коломойского. Там нет Сергея Лёвочкина, из-за которого стало возможным проведение Евромайдана».

Украинское оппозиционное издание Страна. UA пишет, что собственно экономического смысла в санкциях весьма немного:

«Большинство попавших в запретный перечень предприятий по факту или вообще не отгружают продукцию в РФ, или поставляют ее в крайне ограниченных количествах. Поэтому окончательное закрытие российского рынка ни для них, ни для украинской экономики, собственно, не имеет никакого значения. И наоборот: те компании, которые хорошо зарабатывают на российском экспорте, в „черный список“ почему-то не вошли. А значит — и дальше спокойно смогут продавать свой товар в соседнее государство».

Например, весьма заинтересованные в российском рынке экспортеры «Азовсталь» или «Запорожсталь» принадлежат Ахметову, но его в санкционном списке нет. Зато представлены его топ-менеджеры, которые никакими антироссийскими высказываниями не отличились.

Однако не факт, что подобные дипломатические иносказания сработают — украинские олигархи мало верят в политическую мощь России, поскольку за прошедшие пять лет реального повода убедиться в ней не было. И уж тем более им плевать на включение в какие-то списки — собственных денег им хватает на безбедную жизнь безо всякой необходимости въезда на территорию РФ. Не говоря уже о том, что существуют десятки способов санкции обойти, в частности, через нейтральных поставщиков. На данный момент невключение отдельных персоналий в список есть только признак негласных политических контактов.

По списку компаний обращает на себя внимание демонстративное отсутствие в нем активов Порошенко, вроде «Рошен», «Ленинской кузни», «Богдан моторс» и прочих. Разумеется, это пас украинской оппозиции, который мгновенно подхватил Олег Ляшко.

«Кстати, а чего это Порошенко нет в санкционном списке? Так же, как Путин и Медведев отсутствуют в списке санкций, принятом Украиной. Свой своего видит издалека?» — возопил Ляшко на своей странице в «Фейсбуке».

Изображение

Понятно, что тема выплывет еще не раз.

В целом, определенный финансовый урон украинскому политикуму будет нанесен, но не стоит преувеличивать его стратегическое значение.

Самый серьезный вопрос — это партнеры украинского бизнеса (и его владельцев) в самой России, которые и обеспечивают рост непрерывного товарооборота с враждебным государством, например, через бесконечную докапитализацию «дочек» российских банков на Украине. А также поставок горюче-смазочных материалов, угля и даже элементов вооружения для ВСУ. Какие меры будут предприняты к ним в самой России?

Теоретически, нынешний список лишь начало системной работы и приглашение к диалогу с теми, с кем еще можно договариваться. Скорее всего, данный призыв останется безответным, поскольку украинский олигархат привык к полнейшей безнаказанности, уже сориентирован на иные политические реалии и другие зарубежные рынки. В таком случае санкции придется накануне президентских выборов серьезно ужесточать либо признать их неэффективность.

Эффективность предпринятых мер можно определить по возможному аресту и национализации многочисленной собственности участников санкционного списка в Крыму, а также по активности на нейтральных площадках вроде Белоруссии, через которую проходит значительная часть торговых операций между Украиной и Российской Федерацией.

Константин Кеворкян, Украина.ру

01:11
381
0
Гость 5 лет назад #
Понятно, что без обоюдных санкций два поссорившихся государства обойтись не могут. Но почему наложены санкции на предпринимателя, депутата верховного совета Украины, риторика которого пророссийская, он против майдана, против нынешней власти, против США и ЕС, против НАТО и против войны на востоке Украины, за скорейшее её окончание, за дружбу с Россией, за восстановление российских рынков, и др. Российские санкции против Евгения Мураева — это просто нонсенс. Хотелось бы получить ответ
0
Andrey Kirin Andrey Kirin 5 лет назад #
Скорее для того, чтобы под санкциями он выглядел бы более объективным в свих взглядах, чем не попав под санкции получил бы ярлык «Агент Кремля»…