Шипучий праздник. Как выбрать качественное и недорогое шампанское
Винный гид: игристое вино
Накануне Нового года Роскачество представляет рейтинг игристых вин российского производства среднего ценового сегмента. Исследование выходит в рамках «Винного гида России», который Роскачество создает совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России.
Винная карта России будет представлена потребителям в полном объеме в феврале 2019 года. Для разработки Национального каталога качественных российских вин была создана комиссия из 23 ведущих российских и международных экспертов-дегустаторов.
Основываясь на мировом опыте составления винных рейтингов, эксперты провели подробную сенсорную (дегустационную) оценку качества и подлинности вин. Напоминаем, злоупотребление алкогольными напитками вредит вашему здоровью. Также информируем, что данный материал не рекомендован для ознакомления лицам младше 18 лет.
Российское или не российское?
«Винный гид России» – одно из самых масштабных исследований Роскачества, имеющее несколько принципиальных особенностей.
Для исследования отбирались только вина, произведенные из российского винограда. Не секрет, что у многих потребителей представление о качестве отечественных вин скорее скептическое.
Одной из задач Роскачества было проверить, как на самом деле обстоит ситуация с качеством российского вина. А главное – российское ли содержимое в бутылках с «Российским» шампанским и другими отечественными игристыми винами?
На подготовку исследования ушло более полугода. Первая задача, которая стояла перед экспертами, – отобрать вина, происхождение которых из российского винограда не вызывает сомнений. Как это определить?
В 2014 году в России была принята система защищенных географических указаний и защищенных наименований места происхождения (ЗГУ и ЗНМП), в 2015 году эти категории были закреплены в ГОСТ (Межгосударственном стандарте) «Вина игристые. Общие технические условия». В этом документе особо оговаривается, что вина категорий ЗГУ и ЗНМП должны производиться из винограда, выращенного в границах географического объекта, название которого указано на этикетке.
Так, например, если на бутылке вина написано «Вино защищенного географического наименования Кубань», значит, для производства вина может использоваться только виноград из Краснодарского края. А если надпись на этикетке гласит «Игристое вино сухое белое защищенного географического указания Кубань. Новороссийск», значит, виноград должен быть не просто кубанский, а выращенный в административных границах города-героя Новороссийска (одного из крупных районов виноградарства).
Чтобы получить право писать на этикетке «защищенное географическое указание», производитель должен пройти сложную процедуру: получить специальную лицензию, задекларировать объем производства винограда, подтвердить производство конкретной партии вина из этого объема винограда и получить федеральную специальную марку особой формы. Для вин ЗГУ сейчас предусмотрены льготы по уплате акциза, поэтому государство контролирует производителей особенно жестко.
Выбрав для проведения исследования только продукцию предприятий с лицензией ЗГУ или ЗНМП, Роскачество на этом не остановилось.
Специалисты Союза сомелье и экспертов России по поручению Роскачества посетили все отобранные для исследования винодельни и составили отчеты о площади и составе виноградников, имеющихся технических возможностях для производства вина. Эксперты «Винного гида России» проехали более четырех тысяч километров по дорогам Крыма, Краснодарского края, Ростовской области, Северного Кавказа.
Помимо осмотра виноделен, использовалась аэрофотосъемка виноградников.
– Союз сомелье и экспертов России изучает отечественное виноделие уже более восьми лет, ежегодно посещая винодельни, отбирая и дегустируя каждый год более 1 600 образцов на разных стадиях производства. Главная цель – выбрать лучшие вина именно из российского винограда. Этот опыт мы использовали в исследовании Роскачества.
В России на сегодняшний день около 89 тысяч гектаров виноградников. Это вместе с посадками столовых сортов и винограда, который идет на дистилляцию. Хозяйства, которые мы изучили, имеют общую площадь виноградников почти 40 тысяч гектаров. Это, пожалуй, самые качественные виноградники, которые сейчас есть в стране, – говорит сопредседатель рабочей группы Роскачества по исследованиям вина, руководитель Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян.
В итоге в общий бренд-лист вин из российского винограда вошли порядка 1000 образцов вина. Бренд-лист будет обновляться ежегодно. Россия – страна с достаточно выраженными климатическими рисками в виноградарстве. Понятие «хороший год» для нашей страны очень актуально.
Вино одной и той же торговой марки, действительно сделанное из российского винограда, может существенно отличаться по качеству, в зависимости от условий конкретного года. Поэтому винные исследования Роскачества планируется сделать ежегодными, увеличивая количество исследуемых образцов.
Цена и доступность
Для «Винного гида России» было решено сделать акцент на винах, которые производятся наибольшим тиражом и доступные по цене. В первоначальный бренд-лист вошли вина, выпускаемые всего несколькими сотнями бутылок и стоимостью до шести тысяч рублей.
Самые редкие и дорогие образцы могут продаваться лишь в нескольких бутиках и ресторанах и быть интересными знатокам, но вряд ли они оказывают серьезное влияние на винную полку по всей стране.
Таким образом, в исследование вошли вина, выпускаемые в количестве не менее 30 тысяч бутылок одного наименования в конкретный год урожая. Лишь единичные позиции с тиражом 18–20 тысяч бутылок оценило Роскачество в тех винных категориях, где недорогих российских вин в принципе немного (например, в игристых, полученных классическим методом). Предпочтение отдавалось винам, выпущенным в количестве более 100 000 бутылок.
А самые многотиражные вина в исследовании производятся в количестве более миллиона бутылок и доступны практически в любом городе России. Исследования виноградников подтвердили фактические возможности российских производителей выпускать вина такими тиражами.
Россия – страна больших масштабов. В том числе в сельском хозяйстве. Семь крупнейших российских виноделен обладают площадями от 1 500 до 9 000 гектаров плодоносящих виноградников. В мировой практике лишь немногие компании распоряжаются собственными виноградниками такой площади, а частных компаний, владеющих виноградником площадью 8–10 тысяч гектаров, и вовсе считаные единицы.
Еще один критерий выбора для исследования – ценовая доступность. И здесь был выбран ценовой «потолок» – 1000 рублей на полке магазина. Но большая часть исследованных вин стоила гораздо дешевле. Из общего бренд-листа вин (486 образцов) 208 стоят на полке до 350 рублей, еще 160 позиций продаются по цене от 350 до 500 рублей в рознице.
– 500 рублей – принципиально важная ценовая граница для вин на полках магазинов. Большая часть продаж, особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, приходится именно на недорогие вина. До половины объема того вина, которое приобретают покупатели в России, – это вина до 300–350 рублей, а на категорию «от 500 рублей» в региональных торговых сетях приходятся фактически единичные продажи.
Важно отметить, что в этой ценовой категории российским винам сейчас необходимо на равных конкурировать с импортом из достаточно известных винодельческих регионов Европы и Нового Света. А значит, вопрос соотношения цены и качества вина в этой ценовой группе принципиален для производителей, – говорит член Союза сомелье и экспертов России, руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев.
В исследованиях Роскачества не раз отмечалось, что недорогой товар может обладать высоким качеством. Одна из задач исследования была в том, чтобы проверить, справедливо ли мнение о низком уровне качества российских вин ценой 250–500 рублей за бутылку, или это стереотип. Забегая вперед, отметим, что по соотношению цены и качества ряд образцов в исследовании оказался на высоте.
Отобранные испытатели
Еще одно новшество в исследовании. Роскачество впервые сделало акцент не на лабораторных анализах, а на органолептических показателях качества вин. Проще говоря, на цвете, аромате и вкусе.
Для проведения исследования была собрана дегустационная комиссия из 23 российских и двух итальянских экспертов с большим опытом работы в сенсорной оценке вин. Так, в российское жюри вошли президент Российской ассоциации сомелье, четыре сомелье – чемпиона России разных лет, судьи международных винных конкурсов, преподаватели школ сомелье, профессиональные дегустаторы с многолетним опытом работы.
Руководителем дегустационной комиссии стал наиболее авторитетный эксперт в области российских вин, руководитель Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян.
Главный вопрос, который возникает при дегустационной оценке качества вина, – объективность дегустаторов. Казалось бы, у всех свои предпочтения. Кто-то любит красное, кто-то белое. Как найти истину? Способны ли дегустаторы, оценивая вино в бокале, определить фальсифицированный продукт, который масс-медиа окрестили «порошковым вином»?
В серьезных органолептических исследованиях дегустационная комиссия – это «прибор», который должен быть правильно настроен и работа которого тщательно контролируется на предмет оценки объективности.
Исследование Роскачества проводилось в Сенсорном центре качества КиН, оснащенном по российским и международным стандартам проведения таких исследований и имеющем сертификат аккредитации Федеральной службы аккредитации (Росаккредитация).
Перед началом исследования каждый дегустатор, вне зависимости от регалий, должен был подтвердить уровень своей компетентности – пройти тестирование, в ходе которого оценивался уровень сенсорной чувствительности при оценке цвета, вкуса и аромата.
Затем дегустаторов проверяли на способность отличать «пороки» вина (овощные тона, свидетельствующие о нарушении технологии; тона, свидетельствующие о винных болезнях: запах лука, тухлого яйца), а также не имеющие отношения к продукту примеси (искусственно внесенный зерновой спирт, ароматизаторы).
В завершение оценивалась «сходимость» и «воспроизводимость» результатов, когда одно и то же вино предлагается оценить «вслепую» с разницей в несколько минут или на следующий день. Все результаты фиксировались и сравнивались.
Только после успешного прохождения всех этих тестов принималось решение о включении дегустатора в группу отобранных испытателей.
Процедура исследования
Вина закупались в обычных магазинах сотрудниками Роскачества и перед доставкой в лабораторию обезличивались. В процессе проведения исследования ни дегустаторы, ни сотрудники лаборатории не могли узнать конкретную марку вина, только его шифр и минимальную информацию, необходимую для правильной последовательности подачи образцов: тип вина, уровень сахара, год урожая и т. д.
Исследование проводилось по строгим правилам, зафиксированным в регламентах Всемирной организации винограда и вина (МОВВ/OIV) и в российских ГОСТах на проведение сенсорной оценки винодельческой продукции.
По правилам комиссия не могла исследовать за день более 50 образцов вина, которые подавались за четыре дегустационные сессии с перерывами. Таким образом, работа по оценке 320 образцов продолжалась больше недели.
Перед началом исследования оценивалась температура и влажность в помещении (их параметры также зафиксированы в стандарте). Если дегустатор перед началом работы пользовался парфюмерией или испытывал трудности с обонянием из-за насморка, его снимали с дегустации.
– Все исследование было организовано на очень высоком техническом и методологическом уровне, – отметил эксперт крупнейшей итальянской лаборатории VIMEA Альфредо Токкини, принимавший участие в работе комиссии. – Наша лаборатория ежегодно проводит инструментальные и сенсорные исследования более миллиона проб вина, и я могу сказать, что оценка органолептики в Москве была проведена просто прекрасно!
Дегустаторы работали в индивидуальных кабинах, где они могли сосредоточиться и не видели реакцию на вина своих коллег. На традиционных дегустациях, где вся комиссия собирается за одним столом, одобрительное или негативное замечание признанного мэтра может повлиять на всю оценку комиссии.
В исследовании Роскачества каждый эксперт оставался наедине с бокалом и собственным мнением. Форма бокала также утверждена стандартом, и для проведения исследования было специально закуплено 700 стандартных бокалов, подходящих для дегустации всех типов вин. Точно такие же используются дегустаторами на крупнейших международных винных конкурсах, проходящих по стандартам Всемирной организации винограда и вина.
Гармония в цифрах
В процессе работы по оценке образцов профессиональные дегустаторы вино не проглатывают, а сплевывают в специальную раковину, которой оборудована каждая дегустационная кабина. Для опытного специалиста достаточно полностью омыть ротовую полость вином, чтобы оценить его вкус и послевкусие, и после завершающего кофе-брейка каждый эксперт мог бы с успехом пройти пробу на алкотестере. Ведь для оценки каждого из 12 параметров вина требуется абсолютно ясный ум.
Стандартная электронная анкета по каждому образцу включает четыре основные группы параметров: внешний вид, аромат, вкус и общее впечатление, которое еще называют «гармоничностью» образца.
Три основных параметра подразделяются на «дескрипторы». Для внешнего вида вина это прозрачность и качество цвета (по посторонним оттенкам в цвете опытный дегустатор может определить некоторые из пороков вина, даже не пробуя его). При оценке игристых вин дегустатор оценивает еще и «игру» (или «перляж» – на профессиональном языке). Для аромата: чистота, интенсивность, качество аромата. Для вкуса это также чистота, интенсивность, качество, а также послевкусие.
– В своей работе я и мои коллеги, как правило, имеют дело с винами более высокого уровня, серьезными и дорогими ресторанными позициями. Но «базовые ценности» едины для любых вин. В этом исследовании от недорогих образцов мы не ждали особенной сложности букета, благородных тонов выдержки во вкусе.
Но и недорогое «повседневное» вино может быть достаточно качественным. Нас в первую очередь интересовала чистота в аромате и вкусе, отсутствие пороков, посторонних тонов, оттенков окисления, жгучих тонов в послевкусии из-за превышения порога летучих кислот.
Могу сказать, что откровенно плохих образцов было меньше, чем мы ожидали, – говорит куратор дегустационной комиссии, директор Школы сомелье Wine People Юлиана Григорьева.
С российской коллегой согласен и итальянский эксперт, профессор Риккардо Валентини:
– Я отметил для себя чистоту российских игристых вин, – сказал ученый.
Каждый из дескрипторов дегустатор оценивает в цифрах, которые складываются в итоговую оценку вина. Для «Винного гида России» использовалась международная 100-балльная шкала Всемирной организации винограда и вина (OIV).
В соответствии с российским ГОСТом, «хорошим» считается вино, набравшее по сумме баллов не менее 71. Роскачеством как точка отсчета был принят повышенный уровень – 78 баллов. Это среднее значение между ГОСТовскими «хорошо» и «отлично» (86 баллов).
Если говорить об оценке вина по более привычной потребителям по исследованиям Роскачества 5-балльной шкале, в рамках исследования было принято решение приравнять 80 баллов по ГОСТу к твердой «четверке». Вина 78–80 баллов, недобравшие до четырех баллов несколько десятых долей, условно говоря, получили «четверку с минусом».
Результаты исследования игристого вина
В исследовании игристого вина отобранные испытатели проанализировали 51 образец всех основных типов игристых вин (см. справку «Типы игристого вина»). Исследование было разбито на части по типам исследуемых вин (белые и красные «тихие», ликерные, полусладкие, игристые), и «игристая» категория стала одной из наиболее успешных.
Из 51 образца 37 получили оценку в баллах ≥ 78 (74,5%), и лишь три вина недотянули до базовой планки органолептического качества – 71 балл по ГОСТу.
В исследование вошли вина девяти производителей, по которым было подтверждено российское происхождение винограда. «Новый Свет», «Инкерман», «Золотая Балка» и «Усадьба Перовских» представляли Крымский полуостров. «Кубань-Вино», «Мысхако», «Абрау-Дюрсо», Винодельня «Юбилейная», «Фанагория» – Краснодарский край.
Лучшим вином исследования в категории игристых, произведенных классическим методом, стало игристое вино с защищенным географическим указанием Кубань Выдержанное Брют Розовое «Премиум розовое» «Абрау-Дюрсо», выпускаемое под маркой Victor Dravigny.
Оно получило максимальный общий балл среди вин, попавших в исследование: 84,9. Эксперты оценили внешний вид – цвет и игру; чистоту и качество аромата, интенсивность вкуса вина, а также его гармоничность. Достаточно высоко было оценено и полусладкое вино, полученное классическим методом, выпущенное в Крыму на винодельне «Новый Свет».
Другие прошедшие исследование игристые вина, произведенные методом бутылочной выдержки, не получили высоких баллов и не поднялись выше 78.
– В недорогих игристых винах больше всего хочется увидеть чистоту и свежесть. В некоторых винах, произведенных классическим методом, выделяются тона окисления, оттенки старого подвала, сырой пробки, аромат и вкус практически полностью закрыты этими оттенками «усталости». Эти моменты наши эксперты, хорошо знакомые с органолептикой выдержанных в бутылке вин высокого качества, отмечали как негативные и снижали оценки, – отметил Артур Саркисян.
Гораздо лучше с соотношением цены и качества обстоят дела в категории вин, произведенных более экономичным, резервуарным методом. В России его практикуют несколько крупных предприятий с большими площадями виноградников. Наиболее высокие результаты здесь продемонстрировали игристые вина под маркой Chateau Tamagne.
Важно отметить, что игристые вина, произведенные акратофорным методом, лучше всего пьются молодыми и не предназначены для длительной бутылочной выдержки. Их предназначение – быть откупоренными в течение 1–2 лет с момента разлива в бутылку.
«Российское» или «шампанское»?
Один из популярных вопросов, связанных с игристыми винами в России: может ли наше вино именоваться «шампанским»? Ведь любому винному профессионалу известно, что название это географического происхождения и регион Шампань находится за несколько тысяч километров от российских виноградников – во Франции.
Французские коллеги давно уговаривают россиян отказаться от этого слова, но для использования его в написании кириллицей для внутреннего рынка у Российской Федерации все-таки есть исторические и правовые основания.
Производство игристого вина в России немногим моложе французского. Первое документарное упоминание изготовления вин, которые «по качеству хоть и не совсем французскому шампанскому равняются», относится к 1756 году (статья «О разведении винограда», журнал «Сочинения к пользе и увлечению служащие», Санкт-Петербургская академия наук, 1756 г., июль).
Известен и регион производства российского игристого вина XVIII века – правый берег Дона (нынешняя Ростовская область), и даже населенные пункты, где делали первое российское игристое, – Ведерниковская и Цимлянская станицы.
Первое российское игристое в Крыму начал производить князь Лев Сергеевич Голицын в 1878 году (в этом году завод «Новый Свет», происходящий от его имения, отметил свое 140-летие). И уже тогда оно называлось шампанским. Французы же зарегистрировали за собой права интеллектуальной собственности на слово champagne лишь в начале XX века.
Словом «шампанское» называли отечественные игристые вина и весь XX век. Для большинства потребителей оно ассоциируется не с Шампанью и Францией, а, скорее, с типом напитка – игристым вином.
«Шампанское» стало частью русского языка, упоминается в кириллическом написании в десятках классических литературных произведений и вошло в словари русского языка.
Косвенно право России на слово «шампанское» подтвердили и сами французы. При подписании договора о вступлении Российской Федерации в ВТО каждая из стран – участниц Всемирной торговой организации предъявляла к стране-кандидату свои требования, связанные с торговлей и интеллектуальной собственностью.
Разногласия по «шампанскому» в перечень французской стороны не вошли, и договор был подписан.
В свою очередь, в России в ГОСТ «Вина игристые. Общие технические условия» «российское шампанское» отделено от любой географии, за исключением производства в границах России.
Для российского шампанского ввели категорию игристых вин «традиционного наименования». Кстати, требования к производству данного типа игристых вин самые жесткие.
Для них может быть использован только определенный перечень сортов винограда (в основном европейские и лишь три – донские и крымские автохтонные сорта). Более строгие требования и к пузырькам – давление в бутылке российского шампанского должно быть не менее 350 кПа, а для игристых вин допускается 300.
Тем не менее слово «шампанское» в последние годы все реже используется производителями на своих этикетках. Россияне постепенно привыкают к собственным географическим наименованиям, а название «Абрау-Дюрсо» или «Новый Свет» уже не нуждается во французском дополнении для понимания того, что именно вам наливают в бокал.
Классификация игристых вин
На что стоит обратить внимание, читая этикетку игристого вина? В первую очередь на само наименование напитка. Если на лицевой части этикетки нет надписи «игристое вино» или «российское шампанское», переверните бутылку и прочтите мелкий шрифт на контрэтикетке.
Перед вами может быть «винный напиток газированный», в котором вина в лучшем случае половина объема, а все остальное – вода и ароматизаторы. Внешнее сходство с игристым вином (форма бутылки, фольга, специальная пробка с проволочкой – мюзле) часто вводит покупателей в заблуждение, а невысокая цена побуждает к покупке.
Если к названию «игристое вино» или «жемчужное вино» добавлены слова «Защищенного географического указания (ЗГУ)» или «Защищенного наименования места происхождения (ЗНМП)», значит, вино изготовлено из винограда конкретного региона в границах Российской Федерации.
Сама категория игристых вин разделяется на две большие группы по технологии:
Большинство игристых вин бродит два раза. В первом брожении виноградный сахар перерабатывается дрожжами в алкоголь. Для «тихих» вин все на этом и заканчивается, в игристые добавляют специальную смесь виноградного сока, сахара и специальной культуры дрожжей – «тиражную смесь». После этого происходит вторичное брожение, и получаются те самые «волшебные пузырьки».
Исторически первая, классическая технология предусматривает вторичное брожение вина в бутылке с последующей выдержкой на осадке.
Более недорогая и более современная – метод Шарма – названа по фамилии одного из изобретателей метода вторичного брожения в большой стальной емкости (акратофоре) Эжена Шарма, запатентовавшего свою установку в 1910 году.
Справедливости ради, стоит отметить, что сам метод еще за 50 лет до этого разработал французский профессор Момене, а первым опробовал метод итальянский профессор Федерико Мартинотти в 1895 году.
Оставили свой след в истории игристого вина и русские ученые. В нашей стране этот метод называли по фамилии винодела «Абрау-Дюрсо» Фролова-Багреева, усовершенствовавшего установку для производства «Советского» шампанского. Как бы там ни было, ни он, ни Мартинотти в названии категории вин не прижились. Согласитесь, «метод Шарма» звучит куда романтичнее.
В 2015 году был принят новый национальный стандарт – ГОСТ 33336-2015 «Вина игристые. Общие технические условия». Согласно ему, игристые вина классифицируются следующим образом:
Интересно, что белые игристые вина могут производиться как из белых, так и из красных сортов винограда. Сок винограда большинства сортов почти бесцветный, для получения красного цвета виноградное сусло настаивают на кожице и косточках винограда, в которых и содержится большинство красящих веществ.
Особенно бледным цветом отличается сорт «пино-нуар». Если его сок сразу отделить от кожицы и косточек, после фильтрации из него достаточно легко получить вино белого прозрачного цвета. «Пино-нуар» распространен в производстве игристых вин. Белые вина из него часто называют по-французски Blanc de Noir – «Белое из черного».
Для производства розовых игристых сок красного сорта винограда может на короткое время задержаться в контакте с кожицей, обеспечивая красивый бледно-розовый цвет, который еще называют «лососевым». Для недорогих игристых вин розовый цвет получают, добавляя в ассамбляж толику красного вина сортов, обладающих ярким цветом. Например, «каберне-совиньон» или «саперави».
По сахару
Интересно, что технология производства классических игристых вин устроена таким образом, что вина «от рождения» относятся к категории «экстра-брют». В них нет остаточного сахара, они абсолютно сухие. Полусладкими и сладкими они становятся после дегоржажа (когда из бутылки удаляют осадок) и добавления специальной смеси виноградного сока и сахара – дозажного ликера.
Еще в первой половине XVIII века французское шампанское было очень сладким по современным меркам. Сахар позволял дольше сохранить вино от порчи. Но уже с 70-х годов позапрошлого столетия начала распространятся мода на брюты – игристые вина с минимальным содержанием сахара. Сейчас и в России это одна из быстрорастущих по популярности категорий вина.
В винах, производимых по методу Шарма (со вторичным брожением в большой емкости из нержавеющей стали – акратофоре), может оставаться сахар от самого сладкого виноградного сока, используемого в производстве. По этой технологии производят многие полусладкие вина из мускатных сортов винограда.
По давлению углекислого газа
В жемчужных винах концентрация углекислого газа может быть существенно ниже, чем в игристых: от 100 до 250 кПа. Такие вина даже могут укупориваться обычной кроненпробкой, похожей на пивную.
По выдержке
Игристые вина подразделяются на:
Выдержанные – не менее 6 месяцев после завершения брожения в емкости для вин методом Шарма и не менее 9 месяцев для классического игристого.
Коллекционные – не менее 2 лет для вин, выдержанных в бутылках.
ВЫВОДЫ
Более 50 образцов российских игристых вин из Крыма и Севастополя, Краснодарского края и Ростовской области в доступной ценовой категории (от 200 до 1000 рублей) прошли сенсорную оценку специально сформированной группой ведущих экспертов-дегустаторов.
Лучшим вином исследования в категории игристых, произведенных классическим методом, стало Игристое вино с защищенным географическим указанием Кубань Выдержанное Брют Розовое «Премиум розовое» «Абрау-Дюрсо», выпускаемое под маркой Victor Dravigny.
Эксперты Роскачества также пришли к выводу, что игристые вина из российского винограда достойного уровня можно приобрести даже в категории до 500 рублей. Качественные вина по такой цене выпускаются по технологии вторичного брожения в больших емкостях (метод Шарма) производителями, обладающими площадью виноградников более тысячи гектаров.
Потребительский стереотип о низком качестве российских игристых полусладких и полусухих вин не подтвердился. Эксперты достаточно высоко оценили вина с высоким уровнем сахара, отметив баланс сладости и свежести во вкусе. Отдельно можно выделить розовые полусухие и полусладкие вина, в которых полнота аромата и вкуса обеспечивается оттенками фруктово-ягодной гаммы.
Вина высокого качества, изготовленные классическим методом (со вторичным брожением и выдержкой в бутылке), в недорогой ценовой группе найти сложнее. Такие вина, превосходящие повышенный стандарт Роскачества, можно найти в классе выдержанных игристых вин классическим методом (от 9 до 12 месяцев выдержки в бутылке), но и они встречаются достаточно редко. Проще найти недорогие и качественные вина, которые изготавливаются по технологиям, распространенным в итальянских регионах Асти и Фриули. В любом случае вина, изготовленные классическим методом, будут стоить в диапазоне 800–1000 рублей.
Результаты исследования станут основой «Винного гида России» – создаваемого Роскачеством регулярного каталога качественных вин российского производства с подробными характеристиками каждого продукта.