Как разваливали ГДР. Германская аннексия времен перестройки
Ликвидация ГДР
7 октября 2019 года Германской Демократической Республике исполнилось бы 70 лет.
Разрушение республики было довершено за считанные недели после торжеств по случаю 40-летия ГДР в 1989 г., в которых участвовало советское руководство во главе с Горбачевым.
Ситуация в стране ухудшалась ускоренными темпами, синхронно с ускорением горбачевской «перестройки» с ее пресловутым «новым мышлением».
Прямо или косвенно, извне провоцировалась нелегальная эмиграция из ГДР в ФРГ и Западный Берлин, вводились на Западе санкции против восточногерманских товаров и производственных проектов; всё разнузданнее становилась антисоветская, антисоциалистическая пропаганда западных радиоголосов, особенно западногерманских и западноберлинских.
Вдобавок многочисленные реваншистские группировки ФРГ почти открыто стали действовать в Восточной Германии без какого-либо противодействия со стороны СССР.
Словом, угроза существованию ГДР становилась всё более очевидной, что сознавали в ее руководстве, которое лихорадочно стало искать союзников среди других соцстран. В конце декабря 1988 года на албанском курорте Мемелишти на Охридском озере находилась группа сотрудников румынской «Секуритатэ» во главе с ее руководителем, генералом Юлианом Владом (1931-2017).
Они приехали по приглашению генерала Симона Стефани (1929-2000), тогдашнего главы «Сигурими», аналогичной службы «просталинской» Албании, которая была в конфронтации с СССР с начала 60-х. Договаривались о совместном противодействии планам антикоммунистических переворотов в обеих странах.
Причем в качестве базового условия такого взаимодействия планировалось сотрудничать в этих вопросах с ГДРовской «Штази» – наиболее мощной разведструктурой Восточной Европы.
Представителей этой спецслужбы приглашали на Охрид, но те предложили албанцам встретиться «отдельно» и позднее – в начале 1989-го. Однако не сложилось. Похоже, в руководстве ГДР уже в 1988 году опасались официальной смычки Берлина с Тираной и Бухарестом, официально оппозиционными Москве.
Ибо такой шаг с учетом ухудшения ситуации в стране с 1988-го подталкивал к более активным действиям извне по перевороту в ГДР и дальнейшей ее ликвидации. Поэтому «Штази», все более активно контактировавшая с «Секуритатэ» с 1987 года, не рискнула принять согласованные меры против горбачевской политики.
Хотя вручение Чаушеску 27 января 1988-го в связи с его 70-летием ордена Карла Маркса в Берлине было вроде как сигналом об антигорбачевском союзе ГДР и Румынии, но он так и не оформился. Возможно, это было обусловлено еще и прогнозом Чаушеску в сентябре 1988-го:
«Они не посмеют меня тронуть».
Так считал и Эрих Хоннекер, по крайней мере, до начала осени 1989 года. Но оба политика трагически ошиблись...
Между тем в ряде западногерманских СМИ в 1989-м отмечалось, что спецслужбами Запада ставилась после 1984 года задача начать разрушение соцсодружества именно с ГДР.
Используя, прежде всего, «новое мышление» горбачевского руководства, тяготение европейских немцев к единой стране и стратегический эффект, который окажет поглощение ГДР Западной Германией на СССР и другие соцстраны.
Что ж, эта комплексная задача столь же методично выполнялась.
Характерна информация бывшего сотрудника Первого главного управления КГБ СССР, ветерана Службы внешней разведки (СВР), полковника Виталия Короткова (январь 2017 г.):
«В Западном Берлине, переполненном спецслужбами Запада, работали десятки антисоветских организаций, связанных с этими спецслужбами. Скажем, "Комитет свободных юристов", "Общество борьбы с бесчеловечностью", "Организация жертв сталинизма", "Народно-трудовой союз", "За единую Германию", "За исконные земли Германии на Востоке".
Все они вели беспрерывную пропаганду против СССР и ГДР, работники этих центров занимались вербовкой сторонников советского строя из граждан нашей страны в ГДР и граждан ГДР. Берлин, действительно, был среди мировых центров шпионажа и диверсионной работы».
Эта информация иллюстрируется, в более широком контексте, пояснительной запиской посольства Румынии в ГДР, адресованной румынскому МИДу (сентябрь 1989 г.):
«… в стране подготовлены и самостоятельно легализуются специальные группы по антисоветской дезинформации, дискредитации властей ГДР и пропаганды в пользу ликвидации ГДР с включением ее территории, вместе с Западным Берлином, в ФРГ.
Уже 3 года в странах Запада, даже не участвующих в НАТО или Евросоюзе, происходит ограничение доступа восточногерманских экспортных товаров; срывается всё больше совместных с ними производственных, научных проектов. В ФРГ, Западном Берлине, Дании, Австрии, даже в социалистической Польше чинятся препятствия внешнеторговому транзиту ГДР через эти страны».
А в итоге «… страна погружается в хаос, просьбы к советской стороне политически и экономически совместно препятствовать этим тенденциям остаются без конкретных ответов».
Известный западногерманский экономист, писатель, нобелевский лауреат Гюнтер Грасс в статье «Распродажа ГДР», опубликованной 5 октября 1990 года в еженедельнике Die Zeit («Время»; г. Гамбург), назвал объединение Германии «на условиях Коля колонизацией, в ходе которой западным инвесторам позволено за гроши скупать на востоке любые промышленные, культурные, сельские объекты. Не задумываясь о тех, кто там работает».
По статистическим данным ФРГ, уже в 1994 г. в промышленности экс-ГДР было занято всего 640 тыс. чел. – вчетверо меньше чем в 1989-м. А в сельском хозяйстве занятость сократилась впятеро и упала до 160 тыс.чел. Как следствие, число людей в возрасте до 60 лет за тот же период сократилось на востоке почти на 3 млн, а число стариков – выросло на 1,5 млн.
Все эти тренды сохраняются поныне. Потому в 2018 г. правительство ФРГ снова признало на официальном уровне, что земли бывшей Восточной Германии по уровню социально-экономического развития отстают от Германии Западной.
Было выражено опасение, что этот разрыв будет увеличиваться. Так, по правительственным данным, объем ВВП на душу населения на востоке не превышает 70% западногерманского. И, что крайне показательно, 30 компаний – флагманов экономики Западной Германии, входящих в главный германский биржевой индекс DAX, поныне не имеют штаб-квартир на востоке теперешней ФРГ.
Что и прогнозировал упомянутый западногерманский эксперт еще конце 1990-го:
«… дальнейшее снижение числа жителей и рост числа стариков ввиду оттока в западные земли трудоспособного населения, разрушения самодостаточной многоотраслевой промышленности восточных земель – это неминуемые последствия аннексии.
По сути, восток ФРГ всё больше похож на дом престарелых, причем не самый богатый», – отмечает Г. Грасс.
Иными словами, транснациональная антанта, действующая против ГДР, смогла в кратчайшие сроки разрушить эту страну. Это было наиболее значимым коллективным ударом осени 1989-го по социалистическому содружеству, в том числе по СССР.
Следующим шагом такого сценария, спустя лишь 2 месяца, был кровавый переворот в Румынии...