Полоний или плутоний. Вьетнам нечаянно получил во время войны от американцев новый ядерный реактор
Вьетнам, полоний и Америка
У подножия Ланг-Бианг, которая находится в пяти десятках миль западнее побережья, расположен вьетнамский город Далат.
Еще в 1962 году приказом тогдашнего американского президента Кеннеди правительство Соединенных Штатов решило поддержать главу южновьетнамского правительства посредством запуска самого настоящего ядерного реактора.
Американцы поставили в Далат радиоактивные материалы и необходимый для запуска плутоний — и к вящей радости обеих сторон, реактор заработал. Больше десяти лет Далатский ядерный реактор старательно производил радиоизотопы и вообще вносил свою лепту в развитие целой сети филиалов ядерной медицины.
Кроме того – он был настоящим символом дружбы между Южным Вьетнамом и Америкой. Так продолжалось до весны 1975 года.
Когда во Вьетнаме начались беспорядки, уже другой американский президент принял решение о срочном выводе американских войск из Вьетнама. Киссинджер и Никсон заявили, что более шестисот тысяч морских пехотинцев, летчиков и вообще солдат в кратчайшие сроки должны покинуть страну. Вьетконг занимал покинутые американские базы и вьетнамские города.
Вот в этой неразберихе, когда процесс вывоза ценностей, вывода людей и сжигания документов почти окончательно вынес ответственным за него людям последний мозг, в посольстве объявились два техника и тихо напомнили, что, вообще-то, далатский договор пока еще в силе, так что реактор произвел свою очередную порцию плутония.
И вообще – куда его деть и что с ним делать?! На минуточку отвлекшись от уничтожения документов, военный советник и посол немного посовещались и приказали: а) вернуться в Далат; б) остановить реактор и в) привезти плутоний в посольство.
Техники ответили, что они, вообще-то, всей душой рады бы, но… Но если господин посол помнит, в Далате от войск Вьетконга негде плюнуть, дороги уже заняты Северо-вьетнамскими солдатами, персонал сделал ноги, а реактор работает в режиме «сам себе хозяин». Да и нет у них необходимой для его выключения квалификации…
На вопрос посла, есть ли в пределах досягаемости хоть один человек, который сможет выключить реактор, советники ответили утвердительно. Оказывается, такие люди и правда были: на борту стоявшего порту авианосца находились члены комиссии МАГАТЭ – в количестве аж двух штук!
После этих слов судьба членов комиссии (вообще-то ни разу не военных, а гражданских лиц), была решена, несмотря на то, что они ни разу не слышали не только о том, что в Далате есть какой-то там ядерный реактор, но и о самом-то Далате узнали только из уст посла, вещавшего им о «новом задании Родины».
Они и на борту авианосца оказались только потому, что командование решило, что на атомных кораблях должен быть кто-то, кто в таких странных штуках, как «атомные двигатели» разбирается не понаслышке.
Так что несчастных (академиков, между прочим!) срочно перевезли в бурлящий военный Сайгон, наскоро разъяснили задание и в сопровождении дюжины морских пехотинцев направили в Далат – сделать «кирдык» реактору, при этом не дав ему взорваться и аккуратненько пересыпав в карманы весь плутоний.
Самое странное было в том, что ученые и правда справились с заданием. Они остановили реактор, забрали плутоний и… влипли в бой с вьетконговцами, которые подошли к реактору всего на три часа позже американцев.
Бой длился почти сорок часов. Из двенадцати пехотинцев четверо были снайперами, к тому же они сидели в серьезных укрытиях, а у северо-вьетнамских солдат был приказ не повредить реактор, так что танковая атака борцам за плутоний не грозила. К тому же дважды в качестве поддержки с воздуха прилетали вертолеты ВВС США и сбрасывали на вьетконговцев напалм.
В результате боя из пехотинцев выжил только один, а вот академики сумели не только завладеть бесценным контейнером с плутонием, но и вернуться в Сайгон, как и было наказано. Контейнер был отослан на склад ядерного комплекса Ханфорда (в Айдахо), и на долгие четыре года о нем забыли.
Самое интересное началось тогда, когда в 1979 году его все же открыли. Удивлению не было предела: в контейнере не было плутония, но был совершенно ненужный (хоть и недешевый) полоний! Как же академики могли перепутать одно с другим? А никак. Просто кто-то из техников реактора по недосмотру и в спешке военного времени прилепил не ту этикетку.
Так что вьетконговцы получили пусть и выключенный, но совершенно целенький реактор, и контейнер с надписью «полоний», в котором отыскался нужный плутоний. А через месяц после окончания войны русские техники запустили и сам реактор…
Михаил 3 года назад #
Как приятно, что Дэн Симмонс и «Бритва Дарвина» присутствуют в паблике про реактор)).