Игналинская АЭС. Как уничтожали Прибалтику
«ЕС приказал уничтожить»: трагедия Игналинской АЭС
При СССР в Прибалтике работали заводы, электростанции и другие производственные учреждения. Республики процветали, пользуясь этими благами.
После того как они отделились, ситуация кардинально изменилась. Взять, к примеру, Игналинскую атомную электростанцию — печальные остатки от былой славы.
Десять лет назад прекратил свою работу второй реактор. С тех пор Литва больше не производит дешевую электроэнергию. Ранее мощность этой АЭС не могли превзойти даже западные аналоги. Она представляла собой целый город, а теперь это зона отчуждения, как и весь Висагинас.
Сотрудницы АЭС рассказывают, что раньше там работали семьями — специально приезжали, чтобы устроиться туда на работу. Получали жилье и жили не тужили. Теперь же многих сократили, пришлось уехать в европейские страны в поисках работы.
«Эх, такую красоту закрываем. Жалко, очень жалко… Когда мы в первый раз попали на этот объект, поразились — это же целый маленький город, множество зданий, своя большая территория, красивое озеро, а сейчас все уничтожается… Еще и электричество в разы подорожало после закрытия», — вздыхает одна из рассказчиц по имени Евгения.
Другая женщина, Людмила, жалуется, что уезжают почти все: молодежь, взрослые люди. Остаются только пенсионеры и дети, которые тоже уедут, когда подрастут.
К разговору присоединилась и специалист по коммуникациям Игналинской АЭС Ина Даукшене. Она рассказывает, что при СССР, хотя уже и на закате советской эпохи, энергоблок обеспечивал 70% потребностей Литвы в электроэнергии.
Второй блок давал электричество соседним странам: Латвии, Эстонии, Белоруссии и Калининградской области. Литве было чем гордиться.
Закрыть Игналинскую АЭС потребовали в ЕС, и литовские власти пошли на это. Предполагается, что окончательно все будет демонтировано и закрыто в 2038 году. Вот только никто в мире не знает, как утилизировать облученный графит, которого более 2000 тонн.
С тех пор дела в Висагинасе, как и во всей Литве и Прибалтике, пошли на спад. Рабочий Станислав жалуется на постоянное подорожание электричества и не понимает, как власти Литвы могли пойти на закрытие АЭС.
«Можно только пальцем у виска покрутить у каждого из членов правительства, кто принимал решение о закрытии станции.
Она же была самой безопасной — сколько денег в защиту было вбухано, вы себе представить не можете. Причем перед самым закрытием все это делалось… А сейчас что?
Электричество постоянно дорожает, и так будет продолжаться до бесконечности», — с тоской говорит он.
Некоторые работали на этом предприятии всю жизнь. Например, мужчина по имени Эдвардас.
«Я эту станцию строил — с 1986 года здесь. На монтаже работал, а сейчас вот на демонтаже… Жаль… Очень жаль видеть, как такой объект убивают», — рассказывает он.
Всем очень жаль, что АЭС демонтируют. Люди не понимают, как такое предприятие можно было развалить. Многие до последнего не верили в то, что станцию все же демонтируют.
Жалко и сам город Висагинас. Это, кстати, самый русский город по всей Литве. Русскоязычное население там преобладает над коренным.
Инфраструктура в городе есть, но, когда закроется АЭС, огромное количество людей останется без работы. Висагинас уже опустел на 30 000 жителей, и то ли еще будет.
Люди предполагают, что к 2038 году от города останутся только радиоактивные могильники. И тут возникает еще одна проблема: найти новые способы хранения отходов некому, потому что специалистов по ядерной энергетике остается все меньше.
Старики умирают, а молодежь выбирает другие профессии и в большинстве случаев покидают Литву, особенно, небольшие городки.
Зато Литва входит в состав ЕС. Только что Евросоюз дал этой стране? Ничего: кризис коснулся всей Прибалтики и продолжает развиваться. Западные так называемые партнеры делают все, чтобы усугубить его.
Им нужна слабая Прибалтика, потому что Литву, Латвию и Эстонию они используют в своих целях. Поэтому потребовали закрыть Игналинскую АЭС и другие успешные и оставшиеся от СССР предприятия, дабы не допустить самодостаточности своих неоколоний.
Людмила Корсунова, специально для «Русской Весны»