Сертификация и декларирование товаров в Казахстане
Казахстан известен как надежный и компетентный поставщик сертификационных услуг. Казахстан знает, как решать проблемы, и первоначальная цель - помочь избежать любых бюрократических процедур и получить необходимые документы как можно скорее.
Соответствие стандартам качества продукции, оборудования и услуг должно быть подтверждено специальным документом: это сертификат соответствия, выданный в соответствии со стандартами и правилами системы сертификации.
Важно отметить, что иностранные лицензии не могут быть признаны в Казахстане (за исключением некоторых лицензий из России и других стран СНГ на продукцию собственного производства). Таким образом, тесты являются начальными для получения сертификата cost-K или заявления о соответствии.
Казахстан внес значительные улучшения в свои правила и процедуры таможенного кодекса, перейдя от чрезмерно сложной и, порой, непрозрачной системы к более оперативной системе перемещения товаров. Страна значительно продвинулась и остается сильной (25 из 189 в 2020 году) по показателям Всемирного банка “Ведение бизнеса” и “Трансграничная торговля”.
1 января 2010 года Казахстан принял единые таможенные тарифы и нетарифные правила Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана, которые являются правовой основой ЕАЭС. Таможенный союз ввел в действие новый единый таможенный кодекс и отменил внутренние таможенные границы в июле 2011 года. Подробную информацию о юридических соглашениях и графике таможенных пошлин можно найти на веб-сайте Евразийской экономической комиссии.
Казахстанские правила таможенной оценки в значительной степени соответствуют Соглашению ВТО об оценке, и страна приняла ТН ВЭД 96 в качестве своей тарифной номенклатуры. После почти двух десятилетий переговоров, в июне 2015 года Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО).
2018 года в новый Таможенный кодекс Казахстана и Таможенный кодекс ЕАЭС был введен ряд прогрессивных положений, направленных на упрощение таможенных процедур, интеграцию инициатив в области информационных технологий (ИТ) и сокращение "бюрократических проволочек" в процедурах таможенного контроля. В апреле 2018 года было запущено полномасштабное электронное декларирование для всех таможенных процедур через информационную систему "Астана - 1". Таможенный кодекс Евразийского экономического союза концептуально изменил определение "таможенного декларанта", что может существенно повлиять на бизнес-модели цепочек поставок и логистики. Наконец, новые положения позволяют субъекту, который квалифицирован как "уполномоченный экономический оператор", применять упрощенные таможенные процедуры.
В 2021 году произошли некоторые новые изменения в таможенных правилах Казахстана. Теперь можно подавать заявки на предварительную электронную классификацию товаров в Комитете государственных доходов. Электронные заявки должны включать электронные или отсканированные копии документов, подтверждающих требуемые детали и информацию о товарах, при этом срок рассмотрения для классификации товаров сокращен с 20 до 10 рабочих дней, в то время как срок рассмотрения для классификации товаров, поставляемых в разобранном виде (например, заводское или заводское оборудование), сокращен с 30 до 20рабочие дни.
Ранее таможенные органы имели право классифицировать товары только в том случае, если они перемещались через таможенную границу ЕАЭС, с 2021 года налогоплательщики, импортирующие товары из стран ЕАЭС, могут запрашивать у таможенных органов CN-коды ВЭД ЕАЭС для товаров, участвующих во взаимной торговле со странами ЕАЭС или во внутреннем обороте
В 2021 году был внедрен комплексный выездной аудит клиентов на основе новой системы управления рисками, и увеличилось количество случаев, когда таможенные декларанты не несут ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Таможенные пошлины применяются к товарам, ввозимым в страны Таможенного союза из третьих стран. Ставки таможенных пошлин устанавливаются либо на основе процентной доли (как правило, в диапазоне от 0% до 40%; для определенных товаров существуют более высокие ставки) от таможенной стоимости товаров, либо в абсолютном выражении в евро (EUR) или долларах США. Товары стран Таможенного союза должны быть в целом освобождены от казахстанских таможенных пошлин.
Все товары, ввозимые на таможенную территорию Казахстана, подлежат таможенному декларированию и оформлению в утвержденных пунктах таможенного оформления. Декларация должна быть оформлена в течение тридцати дней с момента прибытия товара в Казахстан, но краткое заявление и уведомление о прибытии товара должны быть представлены таможенному органу в течение 24 часов после пересечения товаром границы и помещения на склад временного хранения. За исключением физических лиц, которым разрешено перемещать товары по упрощенной процедуре, таможенная декларация должна быть выдана казахстанским юридическим лицом, то есть коммерческим учреждением, зарегистрированным в соответствии с законодательством Казахстана, или его филиалом или представителем, расположенным в Казахстане, индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Казахстане, или постоянный житель Казахстана. Иностранные юридические лица не могут напрямую иметь дело с таможенными органами Казахстана и по закону обязаны пользоваться услугами, предоставляемыми лицензированными таможенными брокерами, которые имеют право работать в Казахстане.
Сторона декларирует коммерческие товары на таможне в Казахстане для свободного обращения, которая отвечает за доставку бумажных и электронных копий таможенных деклараций (по одной копии каждой партии), а также сопроводительных документов. Таможенная декларация о грузе (5 экземпляров) должна быть заполнена либо на казахском, либо на русском языках. Другие документы могут быть представлены на иностранном языке. Однако сотрудник таможни имеет право запросить перевод таких документов на казахский или русский языки, а также указать перевод. В дополнение к таможенной декларации о грузе сторона, декларирующая товары, должна представить набор других документов, включая счета-фактуры, контракт на поставку товаров, паспорт импортно-экспортной операции и товаросопроводительные документы (например, коносамент, счет на рейс и т.д.).