Обзор про сервис грузоперевозок Везет Всем
Вроде бы простая идея — сделать на рынке грузоперевозок то же самое, что сделали уже на рынке легковых такси. Создать большую базу перевозчиков грузов, чтобы дать клиентам возможность выбрать надёжного, удобного и адекватного по цене исполнителя.
Представьте, что вам надо перевезти, скажем, мебель. Из точки А в точку Б. Раньше вы смотрели объявления на фонарных столбах или в газетах, звонили по нескольким телефонам, выбирали наугад какую-нибудь фирму и... скрещивали пальцы в надежде, что грузчики будут аккуратными, а водитель пунктуальным.
Сейчас всё происходит гораздо цивилизованнее. Вы просто заходите на сайт «Везёт Всем», указываете, что вы хотите перевезти и куда, а потом открываете голландский аукцион для перевозчиков:
Дальше вы отдаете заказ тому, кто предложит, например, лучшую цену. При этом даже предлагающий низкую цену перевозчик будет знать, что если что-то пойдёт не так, вы оставите ему плохой отзыв, который затруднит ему дальнейшую работу. Всё как в «Убере» и «Яндекс.Такси» — заказы получают лучшие водители с самым высоким рейтингом.
Так как процесс поиска и подбора перевозчиков организован как аукцион, клиент выбирает из наиболее интересных ему предложений. Заказчик видит всю информацию о каждом перевозчике (рейтинг и клиентские отзывы), а также имеет возможность прямого общения для уточнения деталей. Цена в результате иногда падает втрое (!) от первоначальной.
Вся история переговоров с перевозчиком, окончательная цена услуг и контактные данные фиксируются в гарантийном бланке, поэтому и клиент, и сам перевозчик могут быть спокойны за неизменность и исполнимость сделки.
Как и в случае легковых такси, появление на рынке большого агрегатора сделало маленькое чудо. Конкуренция начала реально работать: если раньше на разовых клиентов всем было наплевать, а цену можно было назначать любую, теперь перевозчикам приходится заботиться о качестве и устанавливать нормальную, конкурентоспособную цену. Рынок разворачивается лицом к покупателю — только не за счёт мифической «невидимой руки», а за счёт вполне реального агрегатора, следящего за порядком на рынке.
Агрегатор даёт покупателям то, чего раньше они были начисто лишены: возможность сравнивать реальную репутацию и реальную цену услуг разных грузовых компаний.
Как для клиентов, так и для самих перевозчиков такое взаимодействие выгодно. Бизнес грузоперевозок специфичен: например, летом «катаются» больше, чем зимой. Большой агрегатор, в котором всегда есть живые заказы, помогает перевозчикам «выровнять рынок» и сгладить сезонность, загрузить машины полностью.
Клиенту «Везёт Всем» удобен и выгоден не только в силу хорошей цены, но и в силу обеспечительных сервисов:
— гарантия замены перевозчика с сохранением оговоренной ранее цены в случае форс-мажора;
— возможность страхования груза;
— гарантия перевозки любого груза: от сыпучих продуктов до яиц Фаберже, и от аквариума с акулами до тёщиных фикусов.
Если вам кажется, что никто не доставит ваших 40 кошек из одного города в другой, на «Везёт Всем» вы точно найдете того, кто с радостью это сделает, да ещё и напоит их водичкой в дороге. Можно перевезти даже самый специфический груз — от живого бобра до хоккейной коробки.
При этом, повторюсь, любой такой груз (включая бобра) можно застраховать. Всё просто: оставил заявку с пояснениями, получил предложения по ценам, посмотрел рейтинги и отзывы, проверил договор и гарантийный бланк, оформил страховку и принял предложение. Всё!
Отдельный плюс — специальные предложения для юридических лиц, возможность работы по договору с НДС и множество удобных и полезных мелочей для всех: например, системы онлайн-трекинга (можно посмотреть, где прямо сейчас находится груз), оповещения по смс и на почту и прочее, что в сумме обеспечивает комфорт для перевозчика и пассажира и создает модный сейчас brand awareness для заказчика.
Полагаю, причин, по которой проект взлетел в 2017, а не в 2007 году, три. Во-первых, спасибо смартфонам, народ таки начал массово использовать интернет не только для просмотра смешных картинок, но и по делу. По данным «Везёт Всем», около трети заказов идут с мобильных устройств, которые сейчас есть почти у всех.
Во-вторых, агрегатор первым начал предлагать не просто связь исполнителя с заказчиком, но и полную систему контроля и страхования рисков как покупателя, так и поставщика услуг. Новые перевозчики проверяются, за плохие отзывы перевозчиков удаляют из системы, по желанию клиентов груз можно застраховать.
Это совсем другая история — доверять ценный груз неизвестно кому, да ещё и через интернет, решится не каждый, тогда как нанять перевозчика с большим количеством положительных отзывов — это даже надёжнее, чем позвонить в найденную через справочник крупную фирму.
В-третьих, размер имеет значение. «Везёт Всем» начинал в 2010 году с совсем небольшого проекта:
Позже он нашёл финансирование, подключил таких крупных перевозчиков, как ПЭК, «Рейл Континент», «Желдорэкспедиция» и Vozovoz. Два года назад поглотил основного конкурента, компанию «Перевези.РФ». В прошлом году у «Везёт Всем» было 160 тысяч перевозчиков и полмиллиона заказов на общую сумму в 400 млн рублей.
Эффект размера сработал ровно так же, как он сработал ранее с рынком легковых такси: грузовики газели теперь меньше стоят и больше ездят, благодаря чему цены становятся ниже, иногда в разы. Это вызывает цепную реакцию — ниже цены, больше заказов, ниже себестоимость, ещё ниже цены. В качестве бонуса — возможность быстро заменить перевозчика в том случае, если он по каким-то причинам не смог вовремя подать машину.
Если мелкие и средние перевозчики массово подключаются к «Везёт Всем», моментально получая тем самым экономию на рекламе и доступ к огромной клиентской базе, некоторые крупные перевозчики пытаются создавать собственных агрегаторов.
Лично я сомневаюсь, что из этих попыток изобрести велосипед что-нибудь выйдет. Разработка IT-проектов такого рода — очень сложное дело, причём даже если непрофессионалам иногда и удаётся сделать что-то хорошее, у них всё равно у них нет никаких гарантий, что новой хорошей системой хоть кто-то начнёт пользоваться. Очень многое решает слепая удача.
Важный момент. Одним из главных тормозов развития интернета был и остаётся дефицит доверия. Технически не было ничего сложного в том, чтобы создать удобную базу перевозчиков ещё 20 лет назад, но тогда люди не доверяли интернету, а у владельцев сайтов не было ни малейшего желания отвечать своими деньгами за чужие косяки.
Уставный капитал «Везёт Всем» составляет 21 млн рублей. Это показатель ответственности: этими деньгами «Везёт Всем» отвечает перед своими клиентами. В случаях, когда возникает спор или конфликт, «Везёт Всем» принимает непосредственное участие в разбирательстве: из-за чего произошел срыв заказа, кто виноват и как закрыть проблему.
Когда клиента подводит перевозчик, «Везёт Всём» подбирает другого перевозчика или возвращает клиентские деньги (если груз застрахован, то клиент получит и страховку), а «нехороший» перевозчик удаляется из базы, скорее всего, без права возвращения.
Скорость и прозрачность обратной связи серьезно мотивирует и дисциплинирует перевозчиков. Это хорошо и для клиентов, и для самих перевозчиков: обратная связь от клиентов «Везёт Всем» позволяет собственникам компаний-перевозчиков четко и грамотно «фильтровать» собственные кадры, увольняя халтурщиков и повышая зарплату тем, кто хорошо работает.
Само собой, все платежи идут по-белому. Большой плюс как для нашего бюджета, так и для всех участников рынка: всегда видно, кто кому платил, и кто кому должен денег. Что приятно, цены на перевозки всё равно получаются ниже, чем раньше — за счёт устранения ненужных издержек.