Комбинат, производящий грезы
Не будет преувеличением сказать, что сегодня все самое роскошное, необъятное и высокое возводится в городе Дубаи. А ведь этот ультрасовременный мегаполис возник практически посреди пустыни. Опыт в строительстве город приобрел, но насколько он удачен – покажет история.
Всего полвека назад ни одна страна Персидского залива даже не задумывалась о возведении сверхвысотных небоскребов и о создании искусственных островов. Здесь даже необходимые для этого пресная вода, порты и строительные материалы – были в ограниченном количестве. Самыми популярными пейзажами вокруг были ветхие жилища и стада верблюдов среди барханов. Местное население проживало исключительно по берегам заливов, промышляло рыбным промыслом, торговлей и добычей жемчуга. Но свершилось чудо, и на берегу одного из таких заливов вырос один из красивейших мегаполисов планеты.
Самым сильным импульсом к бурному росту Дубаи стала нефть, добычу которой начали в конце 60-х годов прошлого века. Доходы от «черного золота» позволили уже через десять лет начать строительство роскошных отелей и фешенебельных офисов компаний. Город становится главными морскими воротами страны, через которые уходила нефть, и поставлялось все необходимое для Объединенных Арабских Эмиратов.
По оценкам экспертов запасы здешней нефти - весьма ограничены и обращая взгляды в будущее, Дубаи принимает решение развивать альтернативный источник доходов, а именно превратиться в город- курорт высшей категории комфортности.
План был грандиозен и смел, ибо начинать пришлось с неприспособленного берега и пустыни при довольно жестком климате. Но именно здесь нашли воплощение самые смелые транснациональные проекты по возведению настоящих шедевров архитектуры и строительства. Практически каждый из них тут же удостаивался попадания в Книгу Рекордов Гинесса. Так рождается 828-метровый небоскреб Бурдж Халиф, искусственные острова в виде пальм, закладывается Дубайленд площадью в четверть Москвы. Воплощением желаний элиты эмирата становится строительство точных копий висячих садов, египетских пирамид и даже Тадж-Махала, а так же соединения в одном месте всего, что может привлечь туристов с самыми различными запросами.
И, тем не менее, все это не может продолжаться бесконечно. Сегодня Дубаи – город отель, где из двух миллионов жителей только пятая часть – коренное население. Сегодня мегаполис переполнен гастербайтерами строительных специальностей со всего мира. Причем квалификация их настолько низкая, что элементарная лазерная рулетка ими воспринимается не иначе, как фантастика. Развитие города, как курорта, породило наплыв персонала сферы обслуживания из самых бедных стран мира. Все они имеют вид на жительство, но никогда не смогут получить гражданство. Сезонный принцип работы – так же не стимулирует жителей города относиться к нему, как к родному.
Сегодня Дубаи – набор, хотя и эффектных, но не уникальных зданий и сооружений. Город использует чьи-то проекты, чьи- то мысли, чьи-то технологии. Гигантомания и некий китч сегодня определяют лицо города, а чужие городу горожане пребывают в качестве работников огромного комбината, производящего воплощение мечтаний. Сегодняшние темпы строительства в ущерб качеству рано или поздно скажутся на лице города, на его инфраструктуре и жизни вцелом. Рано или поздно элите города придется задуматься о создании городского сообщества, от которого определенно будет зависеть дальнейшая судьба Дубаи.