Глава таджикской диаспоры оказался главарем этнической банды в Омске
Прерванное молчание
Это был резонансный судебный процесс. Вердикт по делу организатора этнической банды Зубайдулло Кадырова и его правой руки Руслана Мухторова вынесли присяжные заседатели. И если Мухторов сразу признал свою вину во всех инкриминируемых ему эпизодах и отказался от защиты, то главный бандит, напротив, прикинулся бедной овечкой и всеми силами старался затянуть процесс. Пытаясь разжалобить присяжных, плакал, твердил, что он-де правоверный мусульманин и даже совершил хадж в Мекку. Правда, из-под овечьей шкуры то и дело показывался волчий оскал, когда Кадыров выкрикивал угрозы свидетелям обвинения.
Из президентов в главари
По совокупности собранных следственными органами омской полиции доказательств Кадырову и Мухторову было предъявлено обвинение в совершении 11 эпизодов преступной деятельности: по статьям «Бандитизм», «Умышленное уничтожение или повреждение имущества», «Разбой, совершённый организованной группой», «Вымогательство, совершённое в целях получения имущества в особо крупном размере», «Незаконное приобретение, хранение оружия».
В Омском областном суде был представлен арсенал оружия, которым владела банда: шесть единиц огнестрельного оружия и патроны к нему, травматические и пневматические пистолеты, аэрозольные баллончики, 23 ножа. Все это было изъято в доме у Мухторова.
С использованием данного арсенала бандиты несколько лет, начиная с 2012 года, держали в страхе членов таджикской диаспоры, работавших и проживавших в Омске. Преступники разыскивали мигрантов и совершали вооружённые разбойные нападения на их пристанища. Зверски избивали битами и, угрожая расправой над семьями, облагали таджиков данью, принуждая в будущем отдавать часть заработка. Таким образом рэкетиры обобрали девять мигрантов в общей сложности на 1,4 млн рублей.
Полицейские уверены, что количество потерпевших гораздо больше, но страх перед бандитами и вера в их всесилие и безнаказанность не позволили другим жертвам обратиться в правоохранительные органы.
Предыстория банды Зубайдулло Кадырова началась в 2009 году, когда его избрали президентом областной общественной организации «Содружество таджикистанцев», основной задачей которой было оказание безвозмездной помощи землякам в адаптации на российской территории. Однако вместо того чтобы содействовать в трудоустройстве, поиске жилья и оформлении документов, Кадыров занялся своим бизнесом - стал совладельцем ресторана и кафе. При этом требовал от предпринимателей - членов диаспоры бесплатно обеспечивать эти заведения продуктами питания. Несогласных «убеждал» силовыми методами, позаимствованными из лихих 90-х. Свидетели вспоминали, как однажды он явился на похороны уважаемого земляка и, угрожая пистолетом, потребовал у присутствующих платить ему дань.
Неудивительно, что среди членов организации назрело всеобщее недовольство деятельностью Кадырова как президента содружества, использующего свой статус в корыстных целях. Чтобы удержать власть, ему потребовалась силовая поддержка. Для этого Кадыров создал вооружённую преступную группу. Планируя совершение преступлений, сам главарь в них не участвовал, был очень осторожен. Имея большое влияние на Мухторова, возложил на него руководство бандитами во время нападений. Другой обязанностью верного помощника было обеспечение группы оружием.
Пришли пообедать и «отжать» бизнес
Бандиты начали с акций устрашения: сожгли наиболее авторитетным членам содружества машины. Чтобы понимали, кто хозяин…
В ноябре 2012 года в кафе «Кишлак» Кадыров с другими участниками банды спровоцировали конфликт. Сообщники приехали пообедать, а после трапезы отказались платить, вызвали владельца и стали, демонстрируя оружие, выкрикивать на весь зал угрозы, оскорбления и требовать денег. Один из сотрудников заведения, воспользовавшись кнопкой тревожной сигнализации, вызвал полицию.
- На допросе Мухторов сразу признался, что они целенаправленно с оружием ехали в кафе, чтобы «отжать» бизнес, - вспоминает Наталья Мельник, бывший старший следователь ОП-9 УМВД России по г. Омску (ныне следователь отдела СУ УМВД России по Омской области), в производстве которой тогда находилось уголовное дело о вооружённом конфликте.
Вскоре после шумихи, поднятой вокруг кафе «Кишлак», Кадыров лишился своей должности главы «Содружества».
В ноябре 2014 года он разработал дерзкий план нападения на очередную жертву. Избив потерпевшего, бандиты затолкали предпринимателя в автомобиль и увезли на территорию автостоянки. Там продолжили бить бейсбольной битой, потом пустили в ход нож, ранив несчастного в левое плечо, а затем приставили лезвие к горлу… В довершение всего выстрелили из пистолета рядом с ногами жертвы, заявив запуганному мужчине, что сейчас ему выроют могилу. Один из бандитов даже взял лопату и действительно принялся копать яму. Потребовав принести на следующий день 100 тысяч рублей, предпринимателя чуть живого отпустили.
В результате «уговоров» потерпевший получил переломы семи рёбер, двойной перелом нижней челюсти, ушибленные раны головы, груди, верхних и нижних конечностей.
Использовали методы нацистов
Молчание, которое долгое время хранили потерпевшие, прервал Алишер Назаров, отец троих детей. Будучи в состоянии полного отчаяния, он вместе с женой обратился в полицию за помощью.
В течение двух лет бандиты регулярно врывались в его дом, требуя денег. Не гнушались никакими методами. Выводили раздетыми в 15-градусный мороз, стреляли по ногам, душили, обматывая шею электрическим шнуром, перерезали горло собаке на глазах у детей…Сначала требуемая сумма составляла 20 тысяч рублей, потом стали требовать ежемесячную дань по 50 тысяч.
- Всё, что зарабатывал, отдавал бандитам в страхе не за себя, а за жену и детей. 12-летняя дочь, услышав под окном звук тормозящей машины, не один раз падала в обморок, 8-летний сын плохо спал ночами… Жили впроголодь, однажды пришли представители органов опеки и забрали детей, потому что есть было нечего. Такой стыд… Каждый день думал о том, как их забрать, - с горечью говорит Алишер. - Я решил пойти до конца - должен же этот беспредел закончиться! Преступники должны понести наказание.
Начальник отдела по борьбе с организованной преступностью УУР УМВД России по Омской области полковник полиции Виктор Галкин вспоминает:
- По заявлению Назарова возбудили уголовное дело. В результате спецоперации с сотрудниками ФСБ в декабре 2015 года Мухторов был задержан, в его доме изъят большой арсенал оружия. На Кадырова надели наручники весной 2016-го. Ещё четверо преступников находятся в федеральном розыске. Основной задачей полицейских было найти максимальное количество потерпевших и убедить их дать свидетельские показания, а это непросто. Большая заслуга в раскрытии преступления принадлежит начальнику отделения по борьбе с лидерами и авторитетами уголовно-криминальной среды подполковнику полиции Евгению Зуеву и оперуполномоченному по особо важным делам майору полиции Кириллу Порохненко.
- Сразу стало ясно, что речь идёт не о единичных фактах противоправных действий, а о настоящем бандитизме, - рассказывает Порохненко. - Выяснение обстоятельств преступлений заняло более полугода. Было опрошено не менее 100 человек. Специфика таких преступлений - в особой ментальности потерпевших, основанной на почитании мусульманских обычаев и уважении к старшим, и занимающим высокий пост. Это повод его не просто слушаться, но и почитать, уважать, бояться - и ни слова поперёк. Именно поэтому многие даже не думали в полицию обращаться. А других запугали до такой степени, что они и после задержания бандитов отказывались против них показания в письменном виде давать. Если честно, и сам Алишер, когда пришёл в полицию, мало верил в силу правосудия. Постепенно удалось убедить его в том, что зло будет наказано по закону. Он поверил и пошёл до конца. Единственный, кто не пропустил ни одного заседания.
Вещдоки изымали магнитом
Заместитель начальника отдела - начальник отделения по борьбе с лидерами и преступными авторитетами уголовно-криминальной среды подполковник полиции Евгений Зуев, непосредственно участвовавший в раскрытии этих преступлений, вспоминает историю задержания одного из фигурантов:
- Мухторова решили брать по месту жительства. По оперативной информации, именно там находился арсенал оружия банды. Спецоперация с участием бойцов СОБР и УФСБ длилась более пяти часов. В подъезде дома за стеной, под которой проходит вентиляционная труба, наше внимание привлёк нехарактерный металлический звук. Уже после входа в квартиру и задержания фигуранта мы увидели, что вытяжка на кухне оторвана. Сопоставив этот факт со странным звуком, предположили, что бандит что-то прятал в вентиляции. При помощи магнита изъяли из шахты два разобранных пистолета. Экспертиза показала наличие на них отпечатков пальцев Мухторова.
Но раскрыть преступление - полдела. Надо ещё собрать такую доказательную базу, чтобы ни один из подозреваемых в суде не отвертелся. Зафиксировать, запротоколировать каждый эпизод. Расследование вели два сотрудника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности СУ УМВД России по Омской области - старший следователь по особо важным делам Сергей Плаксин и следователь Олег Кулагин. На 14 месяцев они забыли про праздники и выходные, настолько напряжённой была работа.
В рамках уголовного дела было назначено и проведено более 30 экспертиз, в том числе дактилоскопических, пожаротехнических, баллистических, компьютерных, генно-молекулярных.
- Наибольшую трудность составляли допросы потерпевших, - вспоминает подполковник юстиции Олег Кулагин. - Порой по несколько часов они не произносили ни слова, с огромным трудом удавалось выводить их на разговор.
Кроме того, надо было не просто получить показания потерпевших и свидетелей, но и свести их воедино, чтобы выделить признаки устойчивой вооружённой группы, иначе - банды. Потому следователи проводили множество очных ставок, проверок показаний на местах, других следственных действий. И доказали длительность, планомерность, устойчивый характер действий фигурантов. Объём уголовного дела составил 20 томов.
Усилия оперативников и следователей принесли результат - Омский областной суд по совокупности рассмотрения вердикта присяжных заседателей и собранной доказательной базы назначил Кадырову 15, а Мухторову 9 лет лишения свободы.
Марина СТРЕЛЬБИЦКАЯ
Оперативная съёмка
Омская область
20.07.2017