Перспективы решения Путина об отставке губернаторов
Феодальные настроения: за что Путин снимает губернаторов
Политолог Алексей Мухин — о причинах ротации губернаторского корпуса.
В регионах втайне, конечно, ждали, что после выборов 10 сентября им, что называется, дадут передохнуть. Некоторые чиновники прямо, но неофициально даже просили об отсрочке своего ухода.
Однако совершенно понятно, что у верховной власти совершенно нет возможности далее тянуть с исполнением «майских указов».
Президент, конечно, дал региональным властям некоторые поблажки в виде оптимизации региональной кредитной политики, изменения ее модели, но очевидно, что без сурового фискального контроля со стороны Минфина и еще более жесткого надзора со стороны аппарата президента РФ регионы со своими финансовыми проблемами самостоятельно не справятся.
Нынешняя кадровая ротация в регионах проводится волнами с целью создания не только модельного поведения для глав субъектов Федерации, но и выстраивания социальных лифтов на региональном уровне.
Одно из основных требований — сделать так, чтобы региональная молодежь почувствовала перспективы развития, ощутила привлекательность госслужбы как возможности творческой и профессиональной самореализации, а не способа быстрой наживы за государственный счет.
Очевидно и то, что слом подобной модели поведения регионалов — одна из основных целей проводимой президентом ротации кадров.
На уровне ряда регионов, особенно на Северном Кавказе, в силу их некоторой специфики, сегодня ощущается нехватка профессиональных кадров с необходимой подготовкой и опытом управления государственными средствами.
Именно поэтому наибольшие проблемы в попытках концентрировать внимание региональных властей на решении социальных задач Минфин испытывает именно на Северном Кавказе и в национальных республиках. И в этом смысле дополнительные полномочия, которыми министерство недавно наделил президент РФ, ему, конечно, очень скоро понадобятся.
Триумфальное, в общем, избрание назначенцев президента практически во всех регионах, где состоялись выборы в сентябре 2017 года, а также неплохие показатели регионального развития в тех субъектах, где прошла первая волна молодых назначенцев в прошлом году, с одной стороны, внушают оптимизм.
С другой, накладывают на этот «путинский призыв» тяжелую ответственность по системному привлечению инвестиций (преимущественно длинных), повышению уровня инфраструктуры, ее тотальному обновлению, созданию привлекательного социального фона для жителей регионов, чтобы в дальнейшем они ощущали потребность оставаться по месту жительства и не искать счастья в Москве или других финансовых центрах.
Весьма показательным было то, что новые губернаторы сосредоточились на скорейшем завершении крупных инфраструктурных объектов во вверенных им регионах или на строительстве новых — им было необходимо доказать профессиональную состоятельность в глазах своего электората.
Конечно, значительную роль сыграла и личная поддержка президента России, его политические ресурсы помогли врио губернаторов получить неплохие стартовые позиции в глазах региональных групп влияния и на время прервать некоторые застарелые конфликты, из которых эти группы не могли выйти годами.
Все эти факторы, конечно, дают некоторую надежду на то, что кадровая ротация в регионах будет продолжена.
Понятно, что это должно встретить (и встретит) серьезное сопротивление со стороны тех, кто надеялся и дальше пролонгировать свои полномочия регионального начальника, по сути, не меняя на вверенной ему территории ничего.
Речь идет о тех главах регионов, которые вросли корнями в них и чувствуют себя-де-факто абсолютно обособленными от тех задач, которые ставит перед собой современное российское общество.
Такие «феодальные» настроения регистрируются в некоторых регионах, и они, безусловно, вызывают раздражение не только у федерального центра, но и у населения. Например, некоторые масштабные инфраструктурные проекты, реализованные с помощью федеральных властей в ряде субъектов РФ, показали возможности осовременивания территорий и необходимость прорыва в их развитии.
К сожалению, возможностей совершить такой прорыв у губернаторов, которые с 1990-х или нулевых годов занимают свои посты и обросли не только связями, но и стереотипами в смысле управления территориями, немного.
Верховная власть же по понятным причинам должна учитывать не только особенности «тонкой душевной конструкции» таких губернаторов, но и потребности населения этих регионов. Причем, судя по настроению федерального центра, что-то подсказывает, что именно потребности населения ставятся сейчас во главу угла.
Те региональные главы, которые по объективным или субъективным причинам не соответствуют требованиям времени, к сожалению для них, должны быть заменены безо всякого сожаления.
Именно поэтому ротация губернаторов стала одной из первостепенных задач на современном этапе развития страны. Риск вызвать неудовольствие со стороны губернаторов-старожилов здесь полностью компенсируется реновационными возможностями, которые открываются перед регионами.