редакция tvoi54.ru

Краткая история русской полиции. 110 лет назад городовые водили трамваи

Краткая история русской полиции. 110 лет назад городовые водили трамваи

Городовые повели трамваи

110 лет назад, осенью 1907 года, в Петербурге открыли трамвайное движение, и полиция, конечно, не осталась в стороне от этого события.

Прокладка рельсов не остановила лихачей

Создание трамвайных путей современники называли «грандиозным сооружением». Правда, не все горожане испытывали радость от скорого появления нового вида транспорта. Напротив, наблюдая за прокладкой рельсов, критиковали избранные руководством города маршруты и даже возмущались: посмотрите, как узки Большой проспект Петербургской стороны и Владимирский, а тут ещё столбы вкопали, не избежать несчастья!

Летом 1907 года на сооружении трамвайных путей задействовали 3,5 тысячи рабочих, на объектах постоянно бывали представители администрации, а извозчики, любившие быструю езду по узким улицам, не считали нужным приноровиться к новым реалиям, что привело к несчастным случаям на путях ещё до появления на них трамвая. Например, на Большом проспекте извозчик, управлявший парой лошадей, налетел на столб, и от сильного удара его выбросило из экипажа, одна из лошадей пала замертво. На Владимирском проспекте вагон конки зацепил пролётку, она наскочила на ехавшую впереди, и далее все вместе налетели на встречную.

«Хитрости» строителей

Намеченное на сентябрь открытие трамвайного движения не состоялось, разразился скандал. Выяснилось, что руководители строительства получали жалованье не по подряду. Их устраивала годовая оплата труда в размере двенадцати тысяч рублей каждому, и незачем было спешить с окончанием работ. По замечанию бдительных горожан, положат на Садовой улице рельсы, глядишь, через некоторое время на этом месте опять копошатся рабочие и снова укладывают те же рельсы.

У городовых появились жезлы

Когда в октябре трамваи вышли на маршрут, работы у чинов полиции прибавилось. В целях регулирования уличного движения, по примеру городов Западной Европы, градоначальник Даниил Драчевский снабдил городовых жезлами белого цвета. Прошло полгода, а регулирование жезлами вагоновожатые трамваев, кучера конок, шофёры и велосипедисты оставляли без внимания. Градоначальник не стал больше обращаться к ним с воззванием, пригрозил штрафом.

Гастролёры-карманники

Трамваи, как никакой другой транспорт, полюбили гастролёры-карманники, прибывавшие в столицу в канун праздников. Только на Сырной неделе, в феврале 1908 года, чины Летучего отряда (прообраз ОМОНа) задержали около 60 карманников, включая известных профессионалов: Сергея Сильверстова по кличке Тормоз, Ивана Тарасова — Крысу, Павла Полониева — Цыганёнка, Акима Смирнова — Акимку. Особо выделялся некий 35-летний Буллер, судимый за кражи 10 раз и проведший в тюрьмах в общей сложности 16 лет.

«…За труд и умелое вождение трамвая»

Начало ХХ века отмечено в Петербурге забастовками. В 1909 году объявили её и трамвайщики. Тогда полицейское руководство командировало городовых в трамвайные парки для обучения их работе вагоновожатых, и уже на второй день городовые повели трамваи по улицам. Настрадавшееся от забастовок население в знак признательности предлагало городовым деньги, те по долгу службы отказывались, но пассажиры оставляли деньги в вагонах. Тогда полицмейстер Владислав Галле доложил об этом градоначальнику, и тот разрешил городовым «принять благодарность неизвестных лиц за труд и умелое вождение трамвая».

Достаточно ознакомиться с итогами работы городских железнодорожных линий (трамвая и конки) за 1910 год, чтобы понять, насколько трудна работа вагоновожатого. Из 900 вагоновожатых 864 либо нарушили Правила уличного движения, либо по их вине произошли несчастные случаи, поэтому премии по итогам года получили только 36 человек. Отметим, в 1908 году на линиях трамвая зарегистрировано 316 несчастных случаев, в 1909 — 542.

Министр в толпе забастовщиков

Трамвайщики сами страдали от действий забастовщиков, к которым нередко присоединялись хулиганы. Так, 10 июля 1913 года во время очередной забастовки рабочих хулиганы отобрали у вагоновожатых ручки от вагонов и побросали в Неву и Обводный канал. Чтобы выяснить требования забастовщиков, министр внутренних дел Николай Маклаков вмешался в толпу, но никто ничего объяснить не смог, сказали только: «Нас учат бастовать». Спустя год во время очередной забастовки хулиганы поломали около 150 трамвайных вагонов.

Чтение газет на посту

Политическая ситуация в стране никого не могла оставить равнодушным, и возросший интерес городовых к печатному слову отметил градоначальник при объездах Петербурга в 1913 году. Его, конечно, не обрадовало чтение городовыми газет на посту. К тому же несчастные случаи на дорогах происходили нередко.

Дважды спасённый

26 декабря 1913 года чудом остался жив создатель и дирижёр Великорусского оркестра Василий Андреев. Ему предстояло ехать в Царское Село, и, выйдя из дома, он нанял извозчика до Царскосельского вокзала. Извозчик оказался лихачом: на перекрёстках, несмотря на трамвайное движение, хода не сбавлял и при выезде из Демидова (ныне Гривцова) переулка на Забалканский (ныне Московский) проспект не заметил движущийся по Садовой улице трамвай. Трамвай ударил в сани, к счастью, те не опрокинулись, их только отбросило в сторону, дирижёр сумел удержаться. На Загородном проспекте лихач вновь не обратил внимания на мчавшийся вагон трамвая. Видя опасность, Андреев, отбросив полость, хотел выскочить из саней, но запутался в собственной шинели и полетел на рельсы. Каким-то чудом дирижёр одной рукой удержался за сани, что его и спасло: отделался лёгкими ушибами.

Кто виноват?

Осенью 1915 года Петроград буквально захлестнула «трамвайная тема». Людей всколыхнула гибель замечательного художника Константина Маковского, который, как уверяли его родные, не любил трамвая и называл его «костоломкой». Маковский предпочитал ездить на извозчике, но однажды извозчичья лошадь испугалась трамвая. Одни современники винили извозчика, не сумевшего справиться с лошадью, другие полицию, допустившую переполнение вагона. Как сообщалось, «пассажиры облепляют вагоны и справа и слева, и даже сзади висят не только на подножках, но и друг на друге, обрываются, валятся и расшибаются». Уверяли, что в случае с Маковским «на передней площадке находилось так много пассажиров, вагоновожатый был так прижат к аппарату, что не в состоянии был свободно управлять тормозами».

Согласно другим свидетельствам чины полиции в соответствии с приказом градоначальника останавливали переполненные трамваи, высаживали «лишних» пассажиров и составляли протоколы, чем вызывали ропот всех: одних раздражала задержка в движении, других, что их «вытолкали» на мостовую.

При торможении падали друг на друга

В ноябре 1916 года, несмотря на то что петроградскому трамваю шел десятый год, он, как и в прежние годы, был переполнен пассажирами, не знавшими правил безопасности: стояли в вагонах лицом по ходу движения и при торможении на остановках и поворотах по инерции падали друг на друга. Градоначальник призвал разместить в вагонах плакаты для наглядного обучения правилам безопасности, не успели: грянул Февраль 1917 года. Трамвай продолжал работать, но всех спешащих по своим делам вместить не мог, и новая власть решила сократить трамвайные маршруты и упразднить до шестидесяти остановок. Повезло жителям центра: трамвай стал ходить чаще, и войти в него можно было уже «без боя», а вот ехать сидя на скамье не удавалось. Все места занимали солдаты, для которых поездка в трамвае стала развлечением, пока многочисленные жалобы обывателей в Петроградский Совет и Временное правительство не возымели действие.

Научный сотрудник Культурного центра

ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу

и Ленинградской области,

кандидат исторических наук

Любовь САФРОНОВА

01:57
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Во второй половине XX-го века полным ходом шло промышленное освоение Сибири. Строились железные дороги, вдоль которых один за...
Пришла пора подвести итоги первого этапа избирательной кампании в США, которая все больше и больше напоминает предбанник...
Российские военные успешно испытали гиперзвуковой летательный аппарат (ГЗЛА), также известный как «изделие 4202», сообщила...
Российская гиперзвуковая боеголовка делает современные системы ПРО США малоэффективными.
За недавними громкими успехами сирийской армии в восточном Алеппо скрываются эффективные действия российского спецназа.