В Россию увеличивается поток гастарбайтеров из Западной Европы
Евроремонт руками европейцев: в Россию едут сантехники из Италии и Греции
На строительный рынок РФ начали выходить рабочие из европейских стран. Устав от неквалифицированных гастарбайтеров из стран бывшего СССР, всё более требовательные россияне предпочитают электриков и сантехников из Евросоюза.
Среди мастеров на час теперь можно встретить испанцев и итальянцев, среди строителей — литовцев и эстонцев, а бригады из Греции предпочитают отделочные работы. Как европейцы делают евроремонт в России, разбирался Лайф.
«Здравствуйте, меня зовут Стельвио! Я — итальянец, говорю по-английски и немного по-русски. Могу быстро, в срок и качественно выполнить любые работы по дому (починить электричество, сантехнику, прибить, закрепить, повесить, собрать, почистить) и небольшой косметический ремонт», — это объявление появилось на сервисе бытовых услуг YouDo.com буквально пару дней назад.
Чуть раньше итальянский мастер оставил похожее объявление на Avito.
Стельвио Шортино 29 лет. Он родом из небольшого города Комизо на Сицилии. Закончил университет по специальности «безопасность и расследование» и два года проработал в детективном агентстве. Отслеживал неверных жён и мужей, разыскивал угнанные машины.
Работа нравилась, и Стельвио уже подумывал об открытии собственного агентства. По местным законам выпускник вуза должен три года отработать наёмным сотрудником и лишь затем может работать на себя.
Впрочем, построить карьеру в частном сыске Стельвио так и не удалось. В Италии начался кризис. Люди стали экономить, и число клиентов у частных детективов начало стремительно падать.
Хозяин агентства решил, что со всей работой справится сам, и Стельвио сократили.
Оставшись без постоянного дохода, экс-детектив решил помочь отцу открыть пиццерию. Под ресторан они выделили первый этаж своего дома и сами сделали ремонт. Там же Стельвио стал работать пиццемейкером. В прошлом году в этой же пиццерии он познакомился с русской девушкой, а уже в апреле сделал деловую визу и впервые приехал к ней в Россию.
«На Сицилии большая безработица, — рассказывает Стельвио. — В Москве больше возможностей.
Правда, в первый мой приезд я работу так и не нашёл. Пробовал устроиться в пиццерию, но мне поставили условие: 4 недели надо будет учиться в Италии, а затем в течение полутора лет я не имею права уволиться.
Иначе нужно будет выплачивать сумму обучения и затраты на оформление документов, а это 500 тыс. рублей. Причём с зарплатой тоже обманули. Сначала обещали 100 тыс. плюс оплата квартиры, а когда узнали, что я живу у своей девушки, то сказали: 100 тыс. включая стоимость аренды жилья».
Пока Стельвио пробовал устроиться в пиццерию, срок визы закончился, и он вынужден был вернуться домой. В октябре мужчина снова приехал в Россию и стал искать работу в самых разных секторах. Ещё летом стало понятно: все проблемы от незнания языка. Тогда Стельвио начал активно учить русский.
«Вообще я хочу открыть какой-то бизнес, связанный с ретроавтомобилями, — делится Стельвио планами на жизнь. — Но пока решил зарабатывать тем, что умею делать хорошо, — ремонтом.
Кстати, рассматриваю вариант устроиться фитнес-тренером. Я ведь 10 лет профессионально занимаюсь фитнесом и могу быть персональным тренером. В этой сфере предложения по работе были. Правда, при условии, что подтяну русский язык, чем сейчас и занимаюсь».
Стельвио — далеко не единственный гражданин ЕС, кто нашёл в Москве работу в сфере строительства и ремонта. Во многом это связано с ростом интереса к России со стороны иностранцев в целом. Так, Минкульт считает, что по итогам 2016 года въездной поток из Италии в Россию вырастет как минимум на 10%, из Испании — на 20–25%.
Где они работают
Растет и число экспатов из европейских стран, которые приезжают в Россию работать. По данным «Savills Россия», иностранцы в этом году снова составляют основную долю арендаторов в высокобюджетных сегментах — порядка 63%.
Но не все из них работают банкирами или аналитиками, многие заняты в сферах, которые исторически принято считать у нас непрестижными. В отличие от Западной Европы. До сих пор многие иностранцы удивляются, почему в России потребовалось поднимать престиж рабочих профессий и как так получилось, что в советские времена школьников пугали ПТУ.
«Совсем недавно мы заметили, что на сервисе стали появляться профили итальянцев, немцев, кубинцев, — рассказывает специалист по коммуникациям онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com Анастасия Дементьева. — Хотя, конечно, пока рано говорить о тренде.
Тем не менее интерес иностранцев к российской сфере услуг объясним. В динамично развивающейся Москве найти работу проще, чем в небольшом городке на европейском побережье.
К тому же — это работа на себя. Так иностранец может быстрее привыкнуть к новому ритму жизни, познакомиться с новыми людьми и заработать на жизнь. Профессиональные сантехники и плотники сейчас могут получать больше офисных сотрудников».
К тому же сейчас на рынке строительства и ремонта освободилась достаточно большая ниша. После падения курса рубля из Москвы стали уезжать строители из ближнего зарубежья. В результате конкуренция на рынке труда резко снизилась. Да и заказчики стали более требовательными.
Поэтому европейские мастера в общем-то попали в нужное время в нужное место. К тому же из-за курса евро работать в России им стало выгоднее. Именно поэтому в северо-западных регионах встречаются строительные бригады из Эстонии и Литвы.
Штукатуры из Греции
Штукатуры только закончили выравнивать стены, как в квартиру буквально ворвался специалист технадзора. Хозяин 220-метровых апартаментов — сотрудник ФСБ, который привык проверять всё и вся. Тем более мастеров по ремонту. Так что, ничего не говоря штукатурам, он заранее нанял проверяющего.
Сотрудник спецслужб на всю жизнь запомнил, как ему пришлось повторно делать ремонт после бригады гастарбайтеров из ближнего зарубежья. Тогда выяснилось, что никто из них на родине строителями не работал и о технологиях отделочных работ имеет весьма поверхностное представление.
Так что на этот раз решил подстраховаться. Но, как выяснилось, зря. Проверяющий результатами работы остался доволен, а хозяин квартиры теперь с гордостью говорит гостям, что ремонт у него делали греки.
«Здравствуйте! Мы бригада отделочников из Греции», — так приветствуют заказчиков штукатуры бригады с говорящим названием «Мастер грек».
Сейчас среди их клиентов сотрудники силовых ведомств, крупные бизнесмены, но есть и самые обычные клиенты. Бригада начала работать в Москве только с осени этого года, поэтому сейчас держат цены чуть ниже рыночных. Например, если в среднем по Москве штукатурные работы стоят порядка 300–400 рублей за квадратный метр, то «Мастер грек» берёт 200. Таким образом хотят набрать клиентскую базу.
Правда, в греческой бригаде не все этнические греки. Руководит ей маляр, штукатур-декоративщик Степан Галустян. Он армянин, родился в Грузии, но уже 16 лет живёт в Греции — оформил там вид на жительство. Сначала в Грецию перебрались родители его жены, потом и он с семьёй. Устроился на работу по специальности — штукатуром. Поработал с греками и понял, что в местных технологиях ремонта есть как свои плюсы, так и минусы.
«Ставишь правило к стене, там просвет в два сантиметра, а в Греции это считается нормальным, — рассказывает Степан. — В Грузии или Армении, например, такое недопустимо. Там требования выше. Поэтому я бы не стал делать акцент на национальности мастеров. Если штукатур грек, то это ещё не значит, что он будет выполнять работу идеально.
К своим мастерам я предъявляю более высокие требования, чем обычно в Греции. Просто потому, что 25 лет в профессии, работал и в Грузии, и в Греции, и сейчас в Москве».
Впервые Степан приехал в Москву в феврале прошлого года. Сначала работал штукатуром в бригаде, отдавал прорабу 30–40% от заработка. Вскоре Степану надоело работать «на дядю», и этой осенью он решил открыть собственный бизнес. Пригласил знакомых мастеров из Греции и занялся ремонтом московских квартир. Сейчас живёт между Москвой и Салониками. Как и другие работники его бригады.
Среди них Яннис Попандопулос, этнический грек 33 лет. В Москву периодически приезжает на заработки. Насовсем переезжать в российскую столицу не планирует. Всё-таки в Греции у него дом и семья. Яннис, кстати, работает не только в Москве. Часто ездит на заработки в Германию. Пока в бригаде Степана четыре штукатура из Греции, но уже к концу года он собирается расширять свою команду.
К концу года в Россию планируют приехать ещё около десяти мастеров из Греции. С заказами в Москве у бригады проблем нет. С сентября отремонтировали уже 25 квартир. В месяц бывает несколько десятков заказов. «Мастер грек» со всеми даже не справляется: не хватает работников. Так что время подумать о расширении бизнеса действительно настало
«Греческие мастера едут в Москву, потому что не могут найти работу у себя в стране, — вздыхает Степан. — Заработают денег и возвращаются. Постоянно в Москве не живут. Просто сейчас в Греции кризис, и это очень чувствуется на рынке труда».
Россия их принимает как своих
Мастера из Евросоюза приехали в Россию на благодатную почву. У нас традиционно привыкли доверять европейским мастерам. В свою очередь, мастера уже не удивляются, когда первый вопрос от клиента: а вы точно иностранец?
«С одной стороны, у нас такой менталитет: испокон веков в России ценилось европейское качество, приглашать европейских мастеров на любые работы было престижно, — поясняет психолог центра „Мир вашего я“ Ольга Торлецкая. — Люди подсознательно больше верят мастерам из стран Евросоюза».
Но это связано не только с менталитетом, но и модой. «Европейское» предложение на российском рынке подобных услуг невелико. А значит — эксклюзивно. Поэтому многие россияне предпочитают доверять именно им — хотя бы ради того, чтобы потом козырнуть перед друзьями и коллегами.
«У нас в сознании крепко закрепилось: в Европе люди получают хорошее образование и всё делают качественно, — продолжает Торлецкая. — И это, кстати, подтверждается тем же высоким качеством европейских брендов. Той же сантехники.
Должно пройти какое-то время, чтобы люди стали больше доверять всему отечественному. И это будет происходить по мере роста нашей промышленности. Чем больше высококачественных товаров отечественного производства будет появляться на рынке стройматериалов, тем больше люди будут доверять и отечественным мастерам. Психологически эти вещи взаимосвязаны.
Сейчас же интерес к иностранцам на рынке строительства может быть связан ещё и с тем, что их мало, услуга, можно сказать, эксклюзивная. А это всегда привлекает внимание заказчиков».
Нина Важдаева