Россия начала разработки городского танка
Штурмовые танки от УВЗ
Война в Сирии, кроме всего прочего, для военных и конструкторов оружия еще и бесценная лаборатория, позволяющая сделать важные выводы на будущее. Поэтому ход сражений на Ближнем Востоке пристально анализируют во всем мире. Изучение опыта уличных боев в Сирии (а еще раньше — в Чечне) возродило в нашей стране задвинутую было в пыльный угол идею создания штурмового танка.
Занялась этим корпорация «Уралвагонзавод». Причем, по собственной инициативе, без участия Министерства обороны РФ. В расчете, безусловно, что интересованность у военных все же скоро возникнет. А с ней и оборонный заказ. Толчком, по словам заместителя директора УВЗ по спецтехнике Вячеслава Халитова, стало такое важное наблюдение:
«Если внимательно проанализировать последние вооруженные конфликты в мире, то окажется, что боевые действия ведутся в основном в городах, никто в наши дни на открытой местности не сражается, потому что это, по сути, мгновенное уничтожение».
А что танку нужно, чтобы успешно бить противника в плотной городской застройке? Повышенная защищенность и увеличенная огневая мощь.
Вот по этому пути в Нижнем Тагиле и пошли. В итоге там выкатили танк Т-72 весьма необычного вида. С бульдозерным ковшом спереди, который способен помочь преодолевать разного рода завалы и баррикады на разрушенных улицах. Одновременно — усиливать защиту боевой машины в лобовой проекции.
Танк Т-72 оснащенный специальным комплексом средств для ведения боевых действий в городских условиях.
Турель зенитного пулемета укрыли бортовыми экранами с бронестеклами, чтобы командир танка меньше рисковал, стреляя по окнам, дверным проемам и подвалам, в которых могли бы укрываться вражеские гранатометчики.
А еще на штурмовой Т-72 навесили бортовые экраны с динамической защитой, дополнительное бронирование, противокумулятивные решетки. И установили модернизированную 125-мм пушку 2А46М, доработанный для стрельбы ракетами автомат заряжания, более эффективную систему управления огнем (СУО) с многоканальным прицелом наводчика «Сосна».
Считается, что эти новшества помогут существенно увеличить механическую живучесть Т-72 в уличном бою. И без того, впрочем, выдающуюся. Что не раз сирийскими танкистами было продемонстрировано в ходе только что победно завершившейся многомесячной битвы за Алеппо и в боях в Донбассе.
Мы же отметим, что попытки создать почти неуязвимый штурмовой танк во многих странах предпринимались и предпринимаются почти век. В том числе и в нашей стране, заслуженно считающейся одним из мировых лидеров в этой области. Правда, поначалу ввиду отсутствия нынешних высоких технологий исследовательская и инженерная мысль повсеместно двигались по пути создания форменных бронированных монстров.
Немного истории
Первый опыт в СССР на этом направлении получил наименование Т-35, который назвали «танком резерва Главного командования для прорыва особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос». Взялись за него в 1929 году.
В 1931 году выкатили 42-тонную боевую машину с экипажем в 10 человек и пятью вращающимися башнями с одним 76-мм орудием, двумя пушками калибра 37-мм и тремя пулеметами. Бронирование — от 40 до 30 миллиметров. Двигатель М-17 мощностью в 500 лошадиных сил позволял разгонять Т-35 максимум до 29 километров в час.
В 1934 году начался мелкосерийный выпуск танка прорыва. В процессе производства в конструкцию вносились существенные изменения. Вес вначале вырос до 50 тонн, затем — до 52 и 55 тонн. Число членов экипажа колебалось от 9 до 11.Выпуск Т-35 прекращен в 1939 году. Танк принимал участие в первых боях Великой Отечественной войны.
Работа над созданием машины прорыва продолжалась. В 1932 году советские конструкторы взялись за проектирование тяжелого танка массой в 80 тонн, пушкой калибра 152-мм и двигателем мощностью в 2000 лошадиных сил. А к 1934 году подоспело решение сделать и сверхтяжелый танк массой в 300 тонн.Он должен был состоять из трех элементов — двух гусеничных полутанков и поперечной платформы между ними.
Соединенные вместе они должны были стать огромной четырехгусеничной машиной длиной в 17,5 метра и шириной в 6,5 метра. В орудийных башнях такого бронемонстра должны были стоять гаубица Б-4 калибра 203-мм и четыре пушки калибра 152,4 мм. Лобовая броня — 150 мм, бортовая и башни — 100 мм, крыши и днища — по 30 мм.
Но в серию это чудо советской боевой техники не пошло.Войну мы встретили с другими тяжелыми танками — КВ-1 и КВ-2 (Клим Ворошилов), борьба с которыми в 1941-м году были не под силу большинству гитлеровских пушек. О них написаны тонны книг. Менее известен широкой публике созданный на базе КВ-1тяжелый огнеметный танк КВ-8.
От предшественника он отличался вот чем. Вместо 76-мм пушки на КВ-8 стояла 45-мм пушка образца 1932−1938 года с маскировочным кожухом, воспроизводившем очертания прежнего орудия. Рядом со спаренным с пушкой пулеметом монтировался огнемет АТО-41 поршневого типа. Огнесмесь выстреливалась на дальность до 100 метров. Количество выстрелов из АТО-41 — 92.
КВ-8 имел массу 43 тонны и экипаж 5 человек. Выпускался в течении 1942−1943 годов.Уже в ходе войны на смену КВ пришли более мощные ИС-85 и ИС-2 (Иосиф Сталин). Они воевали до Победы.
После войны (в 1950 году) в серию пошел ИС-8, массой в 50 тонн и экипажем 4 человека. Он имел мощное бронирование, 122-мм пушку и два 12,7 мм пулемета. После смерти Сталина получил наименование Т-10. Это был последний советский тяжелый танк.Последующая история советского танкостроения широко известна, поэтому останавливаться на ней смысла нет.
Запад в панике
Приведем лишь одну американскую оценку нашей последней на сегодняшний день разработки, уже пришедшей в войска — танка Т-90. Минувшей весной Карбер, президент исследовательской организации Potomac Foundation, отправился на Украину изучать опыт боев на ее Юго-Востоке. И пришел к неутешительным выводам: родная ему американская бронетехника безнадежно отстала от российской.
В мае нынешнего года Карбер доложил в Вашингтоне: «Украинцы не смогли зафиксировать ни одного подбития Т-90. Русские, на самом деле, спроектировали эти танки таким образом, чтобы иметь преимущество при слабом свете, в тумане и в зимних условиях».
И еще:
«Я разговаривал с украинскими противотанковыми артиллеристами. Они говорят: «Я направил снаряд моей противотанковой установки прямо на танк, он подлетел к нему, но там возник этот удивительный щит. И вдруг моя противотанковая ракета изменила траекторию и просто улетела в небо».
Речь, естественно, о комплексе оптико-электронного подавления «Штора-1», установленном на российском основном боевом танке Т-90. И вот теперь война в Сирии показала, что для успешных боев в городских условиях одной лишь «Шторы-1» недостаточно. А Т-90 все же обычный, а не штурмовой танк.
Поэтому «Уралвагонзавод» и принялся за новую работу с Т-72. И, между прочим, не один УВЗ. Несколько лет назад специалисты МВТУ имени Баумана совместно с конструкторами омского КБТМ и ОКБ-9 из Екатеринбурга предложили вариант создания для уличных боев «боевой артиллерийской машины» на базе Т-72 или Т-80.
Вооружить ее предполагалось 152-мм нарезной пушкой-гаубицей. Эффективность огня такого орудия, как утверждают, втрое выше, чем у стандартной 125-мм пушки, стоящей на Т-72.
Толком, видимо, эта затея пока даже не обсуждалась. Все средства были брошены на опытно-конструкторскую работу «Армата». Вышел отличный танк Т-14. Обещают, что первые 2300 таких машин Вооруженные силы РФ получат к 2025 году.
Но, судя по тому, что работающий над «Арматой» «Уралвагонзавод» своего проекта «штурмовой танк» все же не остановил, там считают, что несравненно более простая и относительно дешевая боевая машина для боев в городе должна стать важным дополнением к долгожданному Т-14.