Театр теней. Кто и на чьи деньги финансировал революцию в Армении
Британский привкус майдана в Армении, или «революция любви» на американские деньги
Народные протесты в Армении уже получили название «революции любви», и по праву. Майдан в Ереване, который мы наблюдали, начиная с 16 апреля, стал первой «цветной революцией», которая обошлась без насилия.
Лидер протестов Никол Пашинян взял власть измором, шантажируя правительство угрозой народного бунта. В результате 2% населения привели к власти политика, получившего на прошлогодних парламентских выборах всего лишь 7% голосов.
И вот теперь политическая воля меньшинства преподносится как торжество подлинного народовластия.
Единственное, что вселяет положительные эмоции от событий в Армении, так это отсутствие жертв и кровопролития по сценарию украинского Майдана. Сам Пашинян неоднократно возмущался аналогиями с Украиной, говоря, что «любое сравнение протестного движения в Армении с украинским майданом — результат неверного понимания ситуации».
«Это стопроцентно армянский процесс», — объяснял Пашинян, намекая на то, что никаких закулисных игроков с внешней стороны в армянской «революции любви» нет и быть не может, «так как все происходило на ваших глазах».
Для пущей убедительности Пашинян даже заявил, что все финансовые источники оппозиции стопроцентно прозрачны и ее связи может проверить любой желающий.
Нехитрая проверка показала, что лидер армянской революции в течение трех лет находился на довольствовании у «Национального фонда за демократию» (NED), печально известной всемирной лаборатории «цветных революций». За это время Никол Пашинян получил 118 тыс. 375 долларов на издание своей газеты «Новое время».
Однако и без выписки из отчета NED западные кукловоды то и дело имели неосторожность выглядывать из-за спины «Никола варчапета». Первой об интересах Запада в армянском Майдане заявила 5-тысячная армия западных НКО под эгидой Сороса.
В самый разгар протестов 22 апреля, когда полиция применила силу для разгона демонстрантов, фонд «Открытое общество» обратился к правительству Армении с открытым письмом, требуя «не мешать протестам». Под обращением подписались «Хельсинская группа» и НКО «Защита прав без границ», а дальше — больше.
На сцену Майдана вышли действующие лица — посол США в Армении, Госдепартамент и британский МИД.
Сразу же после отставки 23 апреля премьер-министра Сержа Саргсяна посол США Ричард Миллс встретился с президентом Армении Арменом Саркисяном. На следующий день американский дипломат похвалил Саргсяна за решение об отставке, а Пашиняна — за мирный характер протестов.
Далее в игру включился уже Госдеп. Произошло это на этапе начавшегося обострения вокруг Нагорного Карабаха. 30 апреля США инициировали обсуждение Карабахского вопроса с МИД Армении, а затем помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Уэс Митчелл позвонил лично Николу Пашиняну. Американец остался удовлетворен мирным ходом проходящих митингов и пожелал ему удачи.
Следует отметить, что оба американских дипломата для Армении не случайные люди. Оба они являются «птенцами гнезда Нуландова», её ближайшими соратниками и протеже.
Так, посол США в Армении Ричард Миллс обязан своим назначением в Ереван из Ирака главной «мамочке» украинского Майдана Виктории Нуланд. Именно Миллс сыграл ключевую роль в организации первой «цветной революции» в Армении в 2015 году, получившей название «Электромайдана». Он посредничал в продаже армянской ГЭС Vorotan Hydro американской компании. Сделка вызвала рост цен на электроэнергию на 16%, однако армянская оппозиция свалила повышение тарифов на Россию.
Ответственный в Госдепе за СНГ Уэсс Митчелл также не новичок в «цветных революциях». Возглавляемый им «Центр анализа европейской политики» был создан в 2004 году, когда США были глубоко вовлечены в «Оранжевую революцию» на Украине. Данный мозговой центр (Center for European Policy Analysis — CEPA) занимается «борьбой с российским влиянием» по всей Евразии. Например, одна из программ Центра посвящена «мониторингу и раскрытию российской дезинформации в странах Центральной и Восточной Европы».
Круг спонсоров CEPA также свидетельствует о том, что за Митчеллом стоят серьезные заказчики: НАТО, Пентагон и главные гиганты военной промышленности США — корпорации Lockehead Martin, Raytheon, Boeing, BAE Systems и Bell Helicopter.
Кстати, некоторые сотрудники посольства США в Ереване также имеют опыт работы на Украине. Так, например, ранее в Незалежной работали военные атташе — майоры Эрик Ларсен и Майкл Эндрюс Бэшэн.
Первый из них является сотрудником Агентства США по уменьшению угроз (DTRA) и курирует в Армении проекты по расширению сети американских биолабораторий, а второй имеет скромную должность специалиста по военным переворотам.
Разумеется, что такая высокая концентрация специалистов по «цветным революциям» да ещё с опытом работы на Украине применительно к армянским протестам не является случайной.
Вслед за американцами интерес к событиям в Армении проявила Великобритания. Британцы заявили о себе лишь после того, как Никол Пашинян провалился на выборах в парламенте 1 мая. 3 мая президент Армении Армен Саркисян провел переговоры с госминистром Великобритании, замглавы британского МИД Аланом Данканом. Контакты с Лондоном состоялись, несмотря на то, что в Ереване имеется британское посольство.
Такой уровень конфиденциальности обязан особым отношениям армянского президента с английской короной. В прошлом Армен Саркисян трижды был послом в Соединенном королевстве и в течение 10 лет даже имел гражданство этой страны, снискав известность в качестве «друга принца Чарльза». Неудивительно, что он захотел обсудить будущее своей страны напрямую с деловыми партнерами.
Вопрос о британском гражданстве президента Армении возник также в ходе народных протестов. 27 апреля состоялась встреча Саркисяна с Пашиняном, на которую президент принес документ о лишении британского гражданства в 2011 году.
Дело в том, что возглавляемая Пашиняном фракция «Елк» ещё в марте затребовала у Саркисяна документы, подтверждающие у него отсутствие второго гражданства, так как оно запрещено для президентской должности. Сам вопрос возник из-за того, что в учредительных документах своей британской компании Eurasia House International Саркисян ещё в феврале был представлен гражданином Великобритании.
Однако к чему весь этот цирк? Когда армянский оппозиционер, издающий «независимую» газету на американские деньги, предоставляет не менее продажному президенту Армении возможность доказать свою профпригодность посреди ереванского майдана.
Что бы ни было написано в документах, в реальности Армен Саркисян живет британскими интересами, следуя известной библейской истине: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». В Лондоне у него проживают два сына, один из которых женат на американке. В Британии находится элитная недвижимость и бизнес, а главное — сохраняется доступ в закрытое сообщество британской элиты и руководства транснациональных корпораций.
Саркисян настолько рукопожатен, что его жене даже доверили проводить благотворительные мероприятия в Букингемском дворце и Виндзорском замке.
По нашему мнению, разгадка столь стремительного и бескровного переворота, который продлился меньше месяца (с 13 апреля по 8 мая) связана именно с фигурой Армена Саркисяна, так как протесты начались через месяц после его избрания.
После конституционной реформы Армения стала парламентской республикой, и президент превратился в чисто формальную фигуру. Такой статус позволил Саркисяну занять позицию стороннего наблюдателя и просто выполнять «волю народа»: сначала отправить в отставку Саргсяна, затем — также послушно утвердить Пашиняна, а между этим издавать примирительные воззвания к протестующим.
Согласитесь, странное поведение для человека, ставшего президентом Армении по протекции свергнутого премьера Саргсяна.
Существует даже мнение, что за протестами стоит именно Армен Саркисян, получивший на «цветную революцию» 15 млн долларов, а Никол Пашинян — всего лишь «говорящая голова» армянского майдана.
Как бы там ни было, стоит отметить, что, выдвигая в президенты от Республиканской партии бывшего гражданина Великобритании, Саргсян должен был понимать, чем обернется для Армении британская креатура во главе страны, пусть и с формальным статусом в рамках парламентской системы.
Похоже, что Серж Саргсян стал жертвой собственной игры под названием «усидеть на двух стульях», за которую ранее чуть не поплатился головой на Украине Янукович.
Начиная с 2016 года, Саргсян обивал пороги Белого дома и Госдепартамента в надежде привлечь в Армению американские инвестиции, однако все эти вояжи закончились ничем. Надеждой на пробивание стены стал свой в доску Западу Армен Саркисян, который ранее уже выводил в свет бывшего полевого командира Саргсяна.
Однако успех операции не могли гарантировать только двое даже при поддержке крупнейшего в мире американского посольства. Исход майдана в Армении обеспечил именно системный подход англосаксов.
Дело в том, что окучивание армянской правящей элиты западным лобби началось ещё задолго до апреля 2018 года. Фактически половина высшей номенклатуры Армении была, так или иначе, на стороне Лондона и Вашингтона, и у Саргсяна не было другого выхода, как добровольно уйти в отставку.
Напомним, сначала он попытался переиграть заговорщиков на улице, пустив полицию разгонять митинг 22 апреля. Однако после появления людей в военной форме на митинге 23 апреля сопротивляться стало опасно.
То был сигнал от министра обороны Вигена Саргсяна, посетившего в конце прошлого года Пентагон с дружеским визитом. По данным армянских СМИ, он был завербован ещё в 2000 году во время учебы в Школе права и дипломатии им. Флетчера в штате Массачусетс. Его непосредственными кураторами являются посол США Ричард Миллс и военный атташе полковник Брюс Мёрфи, резидент Разведывательного управления Пентагона.
Протеже Вигена Саргсяна — министр МЧС Давид Тоноян, бывший представитель Армении в НАТО, также работает на США, его курирует атташе Эрик Ларсен.
Среди завербованных деятелей Армении Центр военно-политической журналистики называет также посла Армении в Ватикане и Мальте Микаэля Минасяна, руководителя аппарата Национального собрания Армении Ару Сагателяна, замглавы Постоянного парламентского комитета по европейской интеграции Самвела Фарманяна, первого замглавы Аппарата Президента Армении Алексана Арутюняна.
Заметим, что именно один из них, Ара Сагателян, контролирует в Армении СМИ, которые во время протестов в едином порыве вели трансляции с улиц, воспевали «народную революцию» и героизировали Никола Пашиняна.
Таким образом, был установлен контроль над СМИ, силовиками и парламентом, и Серж Саргсян оказался в полной блокаде.
Таким образом, раскрытие закулисных интриг в армянской элите, сдобренных инвестициями по линии ЦРУ, представляет Майдан в Армении в ином свете. Это вовсе не «народные протесты» во главе с армянским «Че Геварой» Пашиняном, а фактически заговор элит против главы Армении Сержа Саргсяна.
После того как Западу удалось посадить в Ереване своего человека — президента Армена Саркисяна, оставалось лишь довести схему до логического конца: провести в премьеры нужный кадр, и таким кадром оказался бывший давно на прикорме у NED Никол Пашинян.
К тому же именно оппозиция требовала провести в стране конституционную реформу, чтобы наделить властными полномочиями премьера. Когда такая реформа была проведена, Саргсян уже был не нужен. В дело вступила агентура Запада, раскинувшая свою сеть по министерским кабинетам, а многочисленная армия западных НКО мобилизовала народ на улицу.
Антон Орловский, для «Русской Весны»
Гость 6 лет назад #