Твой Новосибирск Твой Новосибирск
24 ноября
воскресенье

Проукраински настроенный пилот Аэробуса российской авиакомпании летал не имея диплома об образовании

Проукраински настроенный пилот Аэробуса российской авиакомпании летал не имея диплома об образовании

«Слава Украине!» — пилот-самоучка прокололся, пролетая над «Незалежной»

 «Аэробус» известной российской авиакомпании совершал перелет из Москвы на Кипр. Был август 2015 года, шли над воздушным пространством Украины — тогда еще полеты над ней были закрыты лишь частично.

На борту находились два сменных экипажа. И вдруг второй пилот Тарас Шелест, сообщая наземному диспетчеру о заходе в украинское воздушное пространство, воскликнул: «Слава Украине!»

Кто-то доложил о выходке в службу безопасности компании. Началась проверка. Подключилась ФСБ. Среди пилотов пошел шепоток: мол, Тарасу «дело шьют». Но все оказалось еще неожиданнее. Выяснилось, что Тарас Шелест… вообще не пилот! Самозванец. Точнее — самоучка. «КП.ру» рассказывает совершенно кинематографичную историю, которая, казалось, не могла произойти в реальности.

Диплом — поддельный

Из материалов доследственной проверки:

«Установлено, что при трудоустройстве Шелест предоставил в кадровое подразделение диплом (серии ЭВ № 729537 от 28.06.1996 года) об окончании Санкт-Петербургского университета гражданской авиации по специальности „Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением” с присвоением квалификации „Менеджер организации”, а также свидетельство пилота коммерческой авиации, при этом указав, что имеет налет в количестве 290 часов».

Сделали запрос в учебное заведение. Пришел ответ: такого выпускника у них нет. И даже студентом Тарас Шелест никогда не был.

Следователи диву давались: как же самозванца допустили к штурвалу?

Изображение

Бредил авиацией

Тарас Шелест родился 19 мая 1974 года, жил в подмосковном городке Яхрома. С детских лет страстно мечтал стать летчиком.

Вместе с другом мальчик регулярно ездил на аэродромы, читал специальную литературу о самолетах.

— Отец друга был инструктором по подготовке пилотов на тренажерах, участвовал в разработке отечественного авиасимулятора, — рассказывает Андрей, знакомый семьи Шелест. — Он брал с собой на работу сына и Тараса, поддерживая их страсть к авиации. Пацаны же, им интересно. Вдвоем еще школьниками парни осваивали тренажеры.

Тарас самостоятельно отрабатывал управление — «взлет, посадка». Начал потихоньку «летать», разбираться в схемах траектории полета, терминах. Упражнялся на тренажерах несколько лет. Окончив школу, стал штурмовать авиационные вузы. Но нигде не прошел — не набрал нужного количества баллов…

Казалось, с мечтой о большой авиации было покончено.

Шелест устроился на работу в фирму, занимающуюся разработкой игр. Стал симмером (так называют людей, увлеченных компьютерными симуляторами полетов). Когда выдавалась возможность, продолжал заниматься на летных тренажерах. А потом… купил диплом и пошел трудоустраиваться.

От стюарда до второго пилота

В 2008 году Шелест появился в офисе одной небольшой частной авиакомпании, которая работала с самолетами «Як». В компании имелась вакансия стюарда.

Проработав с год стюардом, Тарас вновь появился в офисе и заявил о своем желании стать вторым пилотом. Зарекомендовал себя хорошо, диплом есть — отчего же не пойти навстречу? Шелест записался в учебный отряд пилотов для полетов на «Яках», начал стажироваться. С ним занимался инструктор.

В итоге Шелест получил должность второго пилота. Конечно, он был горд собой. Мечта сбылась!

Но Тарасу хотелось большего. Через знакомых узнал, что крупная российская авиакомпания набирает летчиков. Решил: надо попробовать!

Изображение

Новое место работы

Следователи подтвердили: устраиваясь в крупную авиакомпанию, эксплуатирующую «Аэробусы», Шелест уже имел за плечами реальные 290 часов налета. И на работу Шелеста принимали вполне официально.

Он опять прошел летную переподготовку (за переобучение платила сама компания), сдал экзамен и получил допуск к полетам. Сначала в летно-учебном отряде, а через год был переведен в основной отряд.

Инструкторы не заподозрили в нем дилетанта!

В общей сложности Тарас Шелест отработал в авиации больше пяти лет. Летал по всему свету.

Из материалов дела:

«В период с 13.07.2012 г. по 12.08.2015 г. Шелест наработал 2400 часов лета, выполнив в качестве второго пилота 804 перелета в качестве пассажирских авиаперевозок по различным направлениям».

Плюс до этого налетал в другой мелкой авиакомпании 260 часов. Итого — 2660 часов полета. Очень прилично.

— Я много чего видел в практике, но с таким случаем сталкиваюсь впервые, — рассказал «КП» источник в следствии. — Признанный пилот — и неуч, не учился в вузе! И ни один инструктор-экзаменатор не засомневался в его знаниях и навыках!

 

— Вы думаете, он такой один? — говорит приятель Шелеста Андрей. — Когда небольшие авиакомпании платят за подготовку своих сотрудников, они не сильно заморачиваются, какие у них дипломы. Но при этом там не дураки работают: увидели бы, что он не рубит, не допустили бы к полетам!

К слову, с места работы Шелесту дали отличную характеристику. Никаких нареканий, происшествий. Любил снимать видео полетов. В общем, оставил о себе впечатление человека, одержимого небом и самолетами.

Если бы не возглас про Украину, возможно, Шелест летал бы до сих пор.

Пожурили и отпустили

В том, что диплом купленный, Шелест чистосердечно признался на допросе. Его отстранили от полетов. ФСБ передала материалы дела — дальше Шелестом занимался московский следственный отдел на воздушном и водном транспорте. Разбирательство длилось долго. И в итоге горе-пилота… отпустили.

Из материалов доследственной проверки:

«Шелест выполнял полеты в качестве второго пилота с 13.07.2012 по 12.08.2015. Срок давности привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 238 УК РФ за совершение преступления небольшой тяжести (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, максимальное наказание — два года лишения свободы. — Ред.) истек 12. 08.2017 г.».

В декабре 2017 года следователи вынесли постановление: в возбуждении уголовного дела в отношении Тараса Шелеста отказать.

— Если бы его привлекали по статье «мошенничество», по которой срок давности три года, его можно было бы посадить, — говорит независимый юрист Александр Разумовский. — Но, видимо, намеренно выбрали статью полегче, поскольку он не нанес никому вреда. В общем, повезло парню.

 

— Действия Шелеста в каком-то смысле можно назвать мошенническими: он воспользовался поддельными документами и выдал себя за профессионального пилота, — рассуждает источник в следствии. — Но потом он прошел курсы и научился летать.

Поэтому его пожалели. Но, безусловно, от любых полетов в России отстранили навсегда. По законодательству, если у человека нет высшего авиационного образования, его не допускают к воздушным перевозкам пассажиров.

Собирался в Гондурас, а попал в Киев

Мне стало интересно: что в итоге стало с пилотом-самоучкой?

— Удивитесь, он и сейчас в небе, — уверяет друг Шелеста Андрей. — Поняв, что в России устроиться на работу не светит, Тарас уехал за границу. Нам он сказал, что устроился летчиком в частную коммерческую авиакомпанию в Гондурасе.

Вот это поворот! Нахожу в интернете страницу Тараса Шелеста в соцсетях. Там указано новое место работы. Оказалось, это не Гондурас.

На самом деле Тарас Шелест с 2016 года трудится пилотом на украинских авиалиниях. В этой стране у него немало родственников. Живет в Киеве. И, к слову, активно размещает у себя на странице антироссийские высказывания…

Комментарий эксперта

«Научиться можно — пассажиров перевозить нельзя!»

Так можно ли освоить ремесло пилота самоучкой?

— Тренажеры дают работу с авионикой, то есть с оборудованием в кабине, — объясняет «КП» заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, космонавт-испытатель, генерал-майор Магомед Толбоев. — А навыки летные не дают. Работают ребята на тренажерах, все вроде нормально, научились.

Идем на реальный самолет — и все, теряются… Но если человек сначала сам учился, а потом с инструктором — это уже совсем другой случай. Так теоретически можно научиться летать и без образования. Однако это абсолютно не значит, что человек готов к полетам. И уж тем более его нельзя допускать к перевозке пассажиров!

Для работы пилотом нужна серьезная летная подготовка. На это уходит 4–5 лет.

— Имеет ли право пилот в полете сказать что-то постороннее во время связи с диспетчером?

— Нет. Разговор с диспетчером строго регламентирован, радиообмен утвержден на законодательном уровне. Нельзя произнести ни одного лишнего слова, иначе это называется «засорять эфир». За это наказывают. Сначала выговор сделают, потом могут снять с рейса, лишить права полетов и лицензии.

Изображение

Авиакомпания отсудила 1,5 миллиона рублей

Звоню Тарасу Шелесту.

— Да, раньше я летал в Москве. Меня заставили написать заявление по собственному желанию, — уверяет Шелест. — История получилась некрасивая. У нее, конечно же, политический подтекст.

— Так вы не оканчивали авиационный вуз!

— Неправда! Я его окончил.

— Доследственная проверка выявила, что вы самоучка.

— Авиация — это не та отрасль, где можно самому чему-то научиться.

— Почему же в Санкт-Петербургском авиационном институте заявили, что вы там не учились?

— Понимаете, это очень удобная версия — сказать, что документов нет, ничего не заканчивал. И проверить нельзя, и подтвердить невозможно… На самом деле работодателю надо было оправдать мое увольнение, поэтому так все и представили. Якобы я и не пилот вовсе. При этом авиакомпания подала на меня в суд и отсудила 1,5 миллиона рублей!

— За что?

— Я контракт не выполнил до конца. По нему, если обучаешься летать на «Аэробусе» А320 (за это платит сама авиакомпания. — Ред.), то 10 лет должен у них отработать вторым пилотом. Если нет, ты должен авиакомпании 5 млн руб. А меня вынудили уволиться!

К слову, эти полтора миллиона Шелест авиакомпании так и не выплатил.

Анна Велигжанина


23:00
627
Нет комментариев. Ваш будет первым!