Твой Новосибирск Твой Новосибирск
28 марта
четверг

Выбираем литье. От покупки каких алюминиевых дисков лучше воздержаться

Выбираем литье. От покупки каких алюминиевых дисков лучше воздержаться

Алюминиевый бум: изменения на рынке алюминиевых дисков после исследования Роскачества

В начале 2018 года Роскачеством, по поручению Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, была проведена проверка качества автомобильных алюминиевых дисков диаметром 16 дюймов.

Результатом проверки стало обнаружение шести торговых марок, которые не соответствовали требованиям безопасности – их эксплуатация могла стать причиной ДТП. Ещё на этапе проверки Роскачество провело работу по информированию продавцов о небезопасной продукции. Кроме того, с российскими производителями удалось решить вопросы о повышении качества продукции. А благодаря совместной работе трёх организаций – Роскачества, Росстандарта и Росаккредитации на площадке Госкомиссии – в скором времени изменения коснутся всего российского рынка алюминиевых дисков.

Со стороны Роскачества

Когда были закончены все испытания дисков, выяснилось, что шесть торговых марок следовало признать небезопасными. В этот список попали две российские марки и четыре китайские, которые не прошли испытание на удар:

  • диски торговой марки X-Race;

Изображение

  • диски торговой марки PROMA;

Изображение

  • диски торговой марки 4GO;

Изображение

  • диски торговой марки Replay;

Изображение

  • диски торговой марки «МЕГАЛЮМ»;

Изображение

  • диски торговой марки Alcasta.

Изображение

Специалисты Роскачества связались с производителями и розничными продавцами и сообщили о нарушениях. Решения с их стороны, учитывая масштаб проблемы и возможные последствия для потребителей, оказались удовлетворительными.

Так, диски марок Xrace, 4GO, Replay, Proma и Alcasta были отозваны из продажи в рознице, а их производителям – китайским и российским компаниям – были направлены претензии.

Изображение

Российский производитель ООО «Фест», выпускающий диски торговой марки PROMA, в ответ на сообщение специалистов Роскачества, уведомил, что на его производстве проведена работа над качеством продукции.

По результатам исследования, колесо этого производителя не выдержало испытания на удар – в результате тестов треснула спица, – а также не были соблюдены требования опережающего стандарта по относительному удлинению.

Теперь на производстве введён дополнительный контроль механических свойств сплава, а в проект колеса внесены конструктивные изменения. Выпуск продукции с изменёнными характеристиками начался в апреле этого года. Продажи обновлённых дисков начнутся в мае.

Другая компания, занимающаяся производством литых колесных дисков, – ООО «Мегалюм» – выпускающая одноименную продукцию, также провела работу над ошибками и внесла коррективы в производственную цепочку. Диски «Мегалюм» не прошли испытание на удар и были признаны небезопасной продукции.

В руководстве компании согласились с результатами испытаний Роскачества и заменили поставщика металла. Продажи обновлённых дисков, как сообщили в руководстве компании, начались в феврале.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) 18 апреля сообщило, что между ним и компанией ООО «Пауэр Интернэшнл-шины» согласованы мероприятия по добровольному отзыву автомобильных алюминиевых дисков Replay, реализованные в ноябре 2017 года. Именно в этой партии Роскачеством были выявлены несоответствия. «Пауэр Интернэшнл-шины» – импортёр дисков Replay, и покупатели могут обратиться в компанию за денежной компенсацией или заменой некачественных комплектующих.

Со стороны Росстандарта и Росаккредитации

Проблема качества автомобильных дисков вскрылась в 2016 году. Тогда Алюминиевая ассоциация России провела своё исследование качества неоригинальных автомобильных дисков из Китая. Из результатов следовало, что 80% дисков производства КНР не соответствовали требованиям безопасности, а на рынок они попадали с недостоверными сертификатами.

В дело включилась Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под предстедательством Дениса Мантурова, Министра промышленности и торговли РФ. На ней Роскачеству было поручено провести новое независимое исследование, а Росстандарту и Росаккредитации разобраться в проблеме и выявить нарушителей.

Участники Госкомиссии обнаружили проблему – популярные марки дисков имели необходимые сертификаты соответствия, однако многие получали их, не проходя необходимые испытания. Органы сертификации использовали для этого несколько схем.

Нелегальная схема работала совсем топорно: органы просто выдавали сертификаты, заявляя, что продукция прошла все необходимые испытания. Причём одни органы сертификации даже не имели реальных тестовых лабораторий, другие – получали «правильные» результаты испытаний от аккредитованных лабораторий не испытывая продукции.

Изображение

Другая схема предполагает получение сертификата на оригинальные диски при прохождении испытаний автомобиля. В таком случае – когда транспортное средство признано безопасным – сертификация распространяется и на комплектующие, в том числе колёса. Однако это не исключает, что в отдельных тестах они бы показывали неудовлетворительные результаты. Тем не менее, таким торговым маркам отдельная сертификация не требуется.

Существует ещё два варианта «вечных» схем, когда сертификат выдаётся фактически бессрочно. В одном случае он присваивается конкретной партии дисков, но все последующие, производящиеся дополнительно, маркируются этой же датой производства и спокойно ввозятся в Россию. В другом случае сертификат выдаётся на конкретную модель, и любая её партия априори считается безопасной.

О «полулегальной» схеме в 2017 году сообщал Росстандарт. По его информации для того, чтобы автомобильные диски зашли на российский рынок без испытаний, производитель мог представить документы, которые выдаются в органах стран-участниц Женевского соглашения 1958 года, подписантом которого является и Россия. Это соглашение предполагает, что между всеми странами действуют единые правила подтверждения безопасности как транспортных средств, так и их запчастей. Однако, вместо настоящих деклараций соответствия из одной из стран, сертифицирующие органы принимали у поставщиков сомнительные доказательства (гарантийные письма, поддельные документы и т.д.) и без дополнительных проверок выдавали сертификаты.

Кроме того были «резиновые» сертификаты – когда разрешительные документы выдавались после того, как проблема была озвучена, в Росстандарте заявили о том, что они проверят поставщиков и органы сертификации и выявят продукцию, которую поставляют на Российский рынок без испытаний.

В свою очередь Росаккредитация провела пять проверок. Их итогом стала приостановка работы пяти аккредитованных организаций, замешанных в махинациях с сертификатами на автодиски – у одной лаборатории и четырёх органов по сертификации. Также была проведена масштабная проверка действующих сертификатов, по результатам которой действие 800 из них были отменены.

Что дальше

После проведённой совместно работы Роскачества, Росстандарта и Росаккредитации, ведомствами был создан эффективный инструмент по очистке рынка от фальсификата.

В ближайшей перспективе планируется ввести практику контрольных закупок автомобильных дисков. Комплектующие, имеющие сертификат соответствия, будут выборочно закупаться и испытываться по параметрам безопасности. Торговые марки, которые не прошли испытания, будут отзываться с рынка, а работа органов сертификации и лабораторий, выдавших разрешительные документы, будет приостановлена или прекращена.

Что касается «серых» схем выдачи сертификатов, то сам факт масштабной отмены этих документов и приостановки работы органов по сертификации и лабораторий – это уже прецедент и сигнал рынку. И такая работа будет продолжена. Кроме того, ранее в Росстандарте сообщали, что участникам Женевского соглашения было предложено размещать копии оригинальных документов о безопасности автомобильных комплектующих – в том числе дисков – в открытом доступе с возможностью поиска по реквизитам. Так сертифицирующие органы смогут легко идентифицировать достоверность документов от поставщиков.

Детальный отчёт о проделанной работе и дальнейшие меры по борьбе с фальсификатом будут представлены руководителем Роскачества на очередном заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

18:38
422
Нет комментариев. Ваш будет первым!