Твой Новосибирск Твой Новосибирск
20 апреля
суббота

Неудача за неудачей. США признали что больше неспособны создавать новые атомные подводные лодки

Неудача за неудачей. США признали что больше неспособны создавать новые атомные подводные лодки

Почему у США не получаются новые атомные подлодки

Шестнадцать межконтинентальных ракет в вертикальных шахтах, ядерный реактор, рассчитанный почти на полвека службы, и цена в шесть миллиардов долларов за штуку — США в ближайшее десятилетие усилят подводный флот новейшими атомными подводными лодками класса «Колумбия».

Изображение

По замыслу командования ВМС, перспективные субмарины сменят на ядерном посту устаревающие АПЛ класса «Огайо» и останутся в строю аж до 2085-го. Впрочем, выявленный еще на первой стадии строительства брак делает эти планы сомнительными. О тучах, сгущающихся над самым дорогостоящим проектом Пентагона, — в материале РИА Новости.

Лодки из золота

Первая из двенадцати подлодок типа «Колумбия» должна поступить в ВМС США в 2028 году. Согласно открытым данным, управлять субмариной и обслуживать ее будет экипаж из 155 человек.

Корабль длиной около 170 метров и водоизмещением более 20 тысяч тонн получит на вооружение шестнадцать баллистических ракет четвертого поколения Trident II. Дальность полета такой ракеты — более одиннадцати тысяч километров. Она может нести на себе восемь боеголовок с индивидуальным наведением мощностью по 475 килотонн или четырнадцать зарядов по сто килотонн.

Одна из особенностей новой подлодки — ядерный реактор, не требующий «дозаправки» в течение всего срока службы, а это, между прочим, 42 года. Еще одно важное конструктивное нововведение — электропривод движительной установки, который вкупе с Х-образным кормовым оперением значительно снизит уровень издаваемых субмариной шумов и сделает ее одной из самых скрытных в мире.

Ожидается, что «Колумбии» постепенно заменят подводные крейсера типа «Огайо», стоящие на вооружении уже более тридцати лет. Сейчас в составе ВМС их полтора десятка. Каждый несет по 24 межконтинентальные баллистические ракеты.

Примечательно, что «Колумбия» станет первой подводной лодкой в мире, на которой удобно и комфортно служить не только мужчинам, но и женщинам. Раньше девушек в экипажи субмарин не брали. Запрет отменили в 2010-м, и сегодня в американских ВМС числятся 130 матросов и офицеров прекрасного пола. Ради них на новых подлодках оборудуют раздельные душевые комнаты и гальюны, а кровати в кубриках оснастят дополнительными лестницами к верхним ярусам.

Кроме того, все электронные дисплеи и информационные таблички разместят ниже, чем на других подлодках, а для управления большинством механических систем потребуется гораздо меньше физических усилий.

Согласно отчету конгресса, программа строительства новых стратегических ракетоносцев предварительно оценивается более чем в 120 миллиардов долларов, то есть в среднем каждый обойдется американскому бюджету в шесть миллиардов долларов. В эту сумму включены затраты на научно-исследовательские работы и непосредственно производство субмарин.

Изображение© Public domain Проект подводной лодки типа «Колумбия»

«Недоваренная рыбка»

Проект признан одним их самых дорогостоящих, но успешным его пока не назовешь. Дефекты сварных швов в ракетных пусковых установках обнаружились уже на первом этапе строительства. По мнению экспертов американского оборонного издания Defense News, это может приостановить всю программу производства подлодок, жизненно важных для страны с точки зрения ядерного сдерживания.

Причем это затронет и строительство других подводных лодок — многоцелевых атомоходов класса «Вирджиния», вооруженных крылатыми ракетами. Дело в том, что в их конструкции используются те же универсальные пусковые модули, что и в «Колумбии».

В настоящее время производство субмарин приостановлено, проводится расследование.

Американцы не первый раз сталкиваются с проблемами при создании морских образцов вооружения. Например, хорошо известна история ввода в строй суперэсминцев Zumwalt. Первый корабль серии DDG-1000 вступил в состав ВМС США 16 октября 2016 года. Но уже через месяц, 21 ноября, заглох в Панамском канале на пути к Сан-Диего, из строя вышли приводные валы обоих двигателей. Эсминец отбуксировали в порт, где вдобавок обнаружили утечку в системе охлаждения смазки.

Серьезные проблемы с силовой установкой испытывает и второй эсминец серии DDG-1001 «Майкл Монсур». У корабля отказали фильтры гармоник, которые защищают чувствительное электрооборудование от колебаний мощности. В итоге «Майкл Монсур» временно лишился большей части высокотехнологичной электронной начинки.

Печально известен и другой экстремально дорогой проект — новейший авианосец Gerald Ford. Планировалось, что корабль начнет боевую службу в 2019 году, однако из-за постоянных поломок различных систем и оборудования срок сдвинули на 2022 год.

Изображение© AP Photo / Robert F. Bukaty Американский эсминец USS Michael Monsoor типа Zumwalt, направляющийся в море для испытаний. 4 декабря 2017 года

Откаты и аутсорсинг

По словам военного эксперта Алексея Леонкова, проблемы с качеством американской военной техники возникли в результате сращивания военно-промышленного комплекса и Пентагона в период с 1991-го по начало нулевых.

«Сформировалась определенная коррупционная составляющая, контракты исполняют по сильно завышенным ценам, — разъясняет Леонков РИА Новости. — ВПК стал тупо зарабатывать деньги с помощью военного ведомства, не уделяя при этом особого внимания качеству.

Многие производства находятся за пределами США, экономят на комплектующих, отдают работу на аутсорсинг, а верфи и заводы занимаются только окончательной сборкой».

Кроме того, в США острая нехватка инженерных кадров. Частые проблемы и дефекты на производстве говорят о низкой квалификации персонала и, возможно, о недостаточной мотивации.

«Так и в других странах — подрастающее поколение не хочет связывать жизнь с работой на каких-либо заводах и промышленных предприятиях. В России же пока еще существуют трудовые династии, производственные традиции. Например, на некоторых судостроительных, авиационных заводах стаж нескольких поколений работников многократно превышает возраст самих предприятий», — подчеркивает эксперт.

Еще один фактор, влияющий на качество вооружений, — отсутствие в США такого понятия, как «военная приемка».

«В России вооружение принимают очень строго, и неисправное в войска не попадает, — добавляет Леонков. — Конечно, бывают исключения, отдельные эксцессы, но когда все выясняется, виновные подвергаются серьезным санкциям, вплоть до уголовной ответственности. В США даже государственные испытания проводят совсем по-другому, у нас технику гоняют в самых жестких условиях, а если это танк, так его еще и обстреливают. Американцы никогда не обстреливали свои „Абрамсы“, на словах верили, что они непробиваемые».

Изображение© Фото: public domain Подводная лодка USS Ohio готовится к ремонту и модернизации

Разработке и производству стратегических видов вооружений в России традиционно уделяется повышенное внимание, и глобальных просчетов стараются не допускать. Так, Северный и Тихоокеанский флот сейчас активно перевооружаются на атомные подводные крейсера проекта «Борей». До 2020 года ВМФ получит восемь таких субмарин.

Головной корабль «Юрий Долгорукий» (принят в состав ВМФ России 10 января 2013 года) уже действует в боевом составе Северного флота, второй крейсер серии «Александр Невский» и третий  «Владимир Мономах» — в составе Тихоокеанского флота. РПКСН «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский» строятся.

С точки зрения конструкции и качества изготовления крейсеров существенных претензий у Минобороны к ВПК не было, разве что возник ряд трудностей с испытаниями их главного оружия — новейшей баллистической ракеты морского базирования «Булава». Пуски с 2006 по 2009 год были неудачными, сбоило программное обеспечение, ракеты самоликвидировались, отклонялись от курса, неустойчиво работали двигатели третьей ступени.

Эксперты связывали это не с конструктивными особенностями подводной лодки, а с неудовлетворительной работой предприятий — производителей ракет. В итоге сроки принятия «Булавы» на вооружение заметно сдвинулись вправо. Однако все трудности российские конструкторы успешно преодолели.

Николай Протопопов


01:38
426
Нет комментариев. Ваш будет первым!