60 тонн ртути на затонувшей немецкой подлодке. Норвежские экологи просят у России помощи
Экологи Норвегии просят помощи у России:
Когда рванет фашистская субмарина с тоннами ртути в Северном море?
Разочарованные в правительстве Норвегии общественники обратились к России с просьбой спасти Арктику от экологической катастрофы.
Суть проблемы заключается в следующем. Вблизи острова Федье (примерно на границе Северного и Норвежского морей) покоится затопленная в годы 2-й мировой войны немецкая подводная лодка U-864, на борту которой находится 67 тонн ртути и еще 2 тонны оксида урана, представляющего серьезную радиационную опасность, сообщает Мировое политическое шоу со ссылкой на блог «Сводки Арктики».
Власти Норвегии решили сэкономить на экологической безопасности и не стали доставать лодку со дна. Вместо этого соорудили вокруг нее ненадежный «саркофаг», который представляет собой насыпанный сверху обломков грунт. Грунт, естественно, размывает морской водой. Поэтому, это всего лишь замыливание глаз.
Причем, Норвегия одна из тех, которая больше всех беспокоится об экологической безопасности других стран, особенно России, однако не способна справиться со своими проблемами. Более того, эта проблема представляет угрозу не только самой Норвегии, но и всему Арктическому району.
Властям Норвегии стоит заняться устранением данной угрозы, и как можно скорей. В противном случае, негативные последствия грозят, в том числе, Финляндии, Швеции и России. От бездействия норвежских властей может пострадать вся Арктическая зона.
Независимый норвежский эколог, руководитель «Союза охраны природы Норвегии» Курт Оддекалва рассказал российским коллегам и журналистам, что у берегов Норвегии на глубине 150 метров заложена настоящая «ртутная бомба», способная привести к экологической катастрофе не только в самой Норвегии, но и охватить российские территориальные воды в Северном и Баренцевом морях.
Мы все в одной лодке под названием Земля
Таким был лейтмотив пресс-конференции, прошедшей в Московском доме журналиста. Помимо столичных журналистов, освещающих в своих публикациях проблемы экологии, в «круглом столе» приняли участие российские и норвежские экологи посредством телемоста.
Речь идет о торпедированной 9 февраля 1945 года и затонувшей недалеко от острова Федье нацистской подводной лодке U-864, на борту которой находилось 67 тонн ртути в специальных металлических контейнерах и 1,5 тонны оксида урана.
Как известно, нацисты до последних месяцев Второй мировой войны продолжали лелеять идею создания так называемого «Оружия возмездия», и в этом деле продвинулись достаточно далеко. Англичане знали о перевозимом немецкой субмариной опасном грузе. Так же им был известен ее маршрут. Английские подводники выследили и потопили U-864, тем самым сорвав планы фашистской Германии в деле создания атомной бомбы.
Прошло почти 75 лет, а немецкая подлодка на борту которой находится смертоносный груз, продолжает лежать на дне недалеко от норвежского побережья.
Вплоть до начала 2000-х годов этот факт не вызывал у норвежских властей беспокойства. В 2003 году останки субмарины были осмотрены судном «Тюр» (KNM Tyr) военно-морских сил Норвегии, в последующие годы проводилось еще несколько замеров содержания ртути в отложениях вокруг U-864. Эксперты обнаружили довольно высокое содержание ртути.
По словам норвежского эколога Курта Оддекалва, власти его страны на сегодняшний момент приняли окончательное решение, которое (по их мнению) избавит Норвегию от экологической проблемы. 25 марта началось возведение саркофага вокруг U-864. Однако многие норвежские специалисты, экологи и представители других общественных организаций считают, что этими мерами проблему не решить.
Свои сомнения они аргументируют тем, что Норвегия находится в зоне сейсмической нестабильности. Даже незначительная подвижка тектонических плит, которая может произойти в зоне затопления подлодки с ее смертоносным грузом, непременно приведет к разрушению саркофага и выбросу десятков тонн ртути, а также полутора тонн радиоактивного оксида урана в Северное море. Экологическая катастрофа затронет не только берега Норвегии, но и Арктическое побережье России.
Результат — гибель практически всего живого в северных морях. Однако, по мнению общественных деятелей нашего северного соседа, этой потенциальной экологической катастрофы можно избежать, если не сооружать предполагаемого правительством Норвегии саркофага из камней, песка и бетона, а поднять остатки подлодки и провести дезактивацию морского дна в месте нахождения U-864. Именно так сделали в России, подняв с глубины 108 метров подводную лодку К-141 «Курск», затонувшую в Баренцевом море в августе 2000 года.
В связи с этим активисты экологического движения «Союза охраны природы Норвегии» обращаются к общественным экологическим организациям России и журналистам с просьбой довести до сведения российских парламентариев и правительства нашей страны данный факт и оказать Норвегии помощь в деле поднятия останков немецкой подводной лодки, мотивируя это тем, что если не дай бог рванет, ни им, ни нам мало не покажется.
Естественно мы поинтересовались, почему правительство Норвегии приняло решение именно о сооружении саркофага, отклонив первоначальный проект поднятия субмарины?
Все дело в цене вопроса. Сооружение саркофага обойдется правительству Норвегии в 440 млн норвежских крон (7,5 млн евро), а поднятие и последующая дезактивация морского дна — 1,8 млрд крон (31,5 млн евро).
Общественники предостерегают: при самом худшем сценарии развития событий, потенциальный урон для рыболовецкой отрасли может быть настолько велик, что затронет не только Норвегию и Россию, но также Великобританию, Ирландию, Исландию, Данию и Нидерланды, которые имеют право подать на Норвегию в Международный суд ООН за несоблюдение королевством своих обязательств по защите окружающей среды.
Корреспондент «Мой дом Москва»» задал вопрос сыну Курта Оддекалва Рубину, который так же, как и его отец является одним из лидеров экологического движения в Норвегии: Рассматривали ли норвежские власти другие варианты, которые могли бы решить проблему с U-864? Например, поднять на поверхность только опасное содержимое подлодки?
— Да, такой вариант тоже рассматривался. Однако, после обследования обломков подлодки специальными глубоководными аппаратами, специалисты пришли к выводу, что металлические емкости с ртутью, которые пролежали в соленой воде более 70 лет, подверглись сильной эрозии и трогать их весьма опасно.
Также кроме емкостей с ртутью на борту затонувшей субмарины находятся 27 торпед, которые, если их потревожить, могут сдетонировать, что приведет к катастрофе. По сути произойдет второй Чернобыль, только на дне Северного моря, а находящийся в непосредственной близости портовый город Берген станет второй Припятью.