США хранят молчание. В мире недовольны критически низким качеством американского бункерного топлива
Из жизни водоплавающих 2 или о проблемах ассенизации американской петроямы.
Четвёртого апреля 2019 г. широкой общественности стало известно о том, что компания Toyota Tsusho Petroleum обратилась в один из американских судов с иском к Nustar Energy Services. Японцы требуют $ 422 млн. в качестве компенсации за поставку некачественного бункерного топлива в апреле 2018 года.
В свете данного обстоятельства новыми красками заиграла прошлогодняя история, когда рынок морского мазута оказался на грани коллапса из-за стремительного распространения некондиционного топлива по крупнейшим портам мира. А владельцы более сотни судов, поимевших проблемы с этим продуктом, могут со всей ответственностью указать пальцем на одного из авторов данной диверсии.
Начиналось всё в январе в Техасе. Более сотни хозяев и фрахтователей заявили о проблемах с топливными системами своих судов после бункеровки в Хьюстоне. [Это, наверное, удивительно, но, несмотря на масштаб событий, в это самое время мировая пресса предпочитала обсуждать российскую Юралс, чьи кондиции вплотную приблизились к нижнему порогу контрактных договорённостей, но, отнюдь, эту грань не пересекли.]
В апреле зараза добралась до Кюрасао. Затем, через, Панаму – далее. В том же месяце содержимое американской петроямы плескалось уже в танках бункеровщиков Гонконга и Сингапура.
Как такое стало возможным?
Дело в том, что стандартные тесты, проведенные немедленно после поломок элементов топливных систем, наличия чего-либо непотребного не выявили. Использование этого мазута продолжилось. К моменту, когда мореманы догадались, что привычные методы проверки топлива не сработали, уже было попорчено немало топливных фильтров, сепараторов, насосов, форсунок, поршневых колец и цилиндров.
Сепаратор HFO повредил редуктор из-за перегрузки, вызванной сильным осадком
Кто-то даже успел подрейфовать по просторам океана с убитыми движками. А негодное топливо – разойтись по миру. Из Техаса с любовью, так сказать.
Кроме того, местные власти поднимать шум и, тем более, затевать расследование не спешили. Всё было тихо и культурно. Только в июне, когда были проведены исследования с применением газовой хроматографии в сочетании с масс-спектрометрией и многое стало ясно, с осторожным предупреждением «сюда, наверно, не ходи… – туда ходи» выступила береговая охрана США. Чем участие официальных органов в деле предупреждения несчастных случаев на водах и ограничилось.
Исследование выявило
- — недопустимо высокое содержание фенольных соединений, включая 4-кумифенол – фенольное соединениее самой высокой концентрации;
- — высокую концентрацию кипящих карбоновых кислот (жирные кислоты);
- - некоторые образцы топлива показали присутствие бензойной кислоты, циклогексана, изомеры диолов и дегидроабиетиновой кислоты и других кислородсодержащих соединений.
По предположению специалистов, фенолы в составе отходов щелочной очистки продуктов перегонки нефти, попали в дистиллят, которым мазут разбавляют для снижения вязкости.
В августе, когда у судовладельцев мира стало реально подгорать, Интертанко, ассоциация независимых владельцев танкеров позволила себе возвысить голос:
«Мы опасаемся, что это станет глобальной эпидемией с возможностью катастрофических событий…, поскольку нет никаких признаков каких-либо скоординированных усилий по контролю и удалению такого загрязненного топлива с рынка.
Первые поставки такого загрязненного топлива были проведены в январе 2018 года. Но даже если можно было признать, что ошибки все же случаются и могут создавать огромные проблемы, недопустимо, чтобы через месяцы после первоначальных поставок и месяцы после возникновения проблем, не было предпринято никаких действий.
…принимая во внимание полное отсутствие интереса со стороны официальных / правительственных / властных органов к решению этих серьезных проблем безопасности, мы считаем необходимым инициировать хотя бы публичные дебаты. Отсутствие действий после стольких месяцев после такого огромного риска для безопасности, связанного с поставками загрязненного топлива, не оставило нам другого выхода.
… Индустрия должна высказать глубокие опасения по поводу этого, наиболее вероятно, преступного акта, бить в барабаны СМИ и провоцировать изменение мышления со стороны людей бункерной индустрии ».
С барабанами и публичными дебатами как-то не срослось. Сегодня полный текст этого заявления можно выудить только в виде pdf – файла и отнюдь не на сайте Интертанко (в прошлом году был доступен на сайте).
Прошло два месяца. И вот, когда мне показалось, что проблема с добром из Техаса уже рассосалась, внезапно разродилось Platts :
«Рынок находится на краю», — сказал один глобальный покупатель бункерного топлива, имея в виду последствия серьезного инцидента с бункерным топливом, не отвечающего техническим условиям… «Нет никаких признаков улучшения в течение следующих 12 месяцев», — сказал второй покупатель.»
Далее автор статьи порассуждал о проблемах торговцев, распространивших средство убоя судовых дизелей от Хьюстона и Кюрасао до Антверпена и Сингапура; о бедах отрасли, вызванных маленькой маржой, сильной конкуренцией и предстоящим переходом торгового флота на топливо с низким содержанием серы…
И ни слова о поиске властями США творческих личностей, весь этот бедлам и устроивших.
Чем ещё был примечателен четвёртый день апреля, так это смелым заявлением Exxon, обвинившей DoE в продаже некачественной американской нефти из стратегического резерва.
«Американский энергетический гигант заявил, что часть нефти, которую он приобрел в прошлом году из стратегического нефтяного резерва Министерства энергетики (SPR), содержала «чрезвычайно высокие уровни» сероводорода. В некоторых случаях уровень газа был в 250 раз выше, чем позволяют государственные стандарты безопасности.»
Exxon была одной из пяти компаний, купивших у DoE нефть в августе прошлого года. Было приобретено 1,5 млн баррелей Bryan Mound (высокосернистая нефть, которая к тому времени стала дороже из-за санкций на поставки из Ирана и Венесуэлы). По трубопроводу сырьё было переправлено в Техас-Сити, где и было обнаружено, что уровень содержания сероводорода составлял 5000 ч / млн.
«Предел воздействия, установленный Управлением по охране труда, составляет 20 ч / млн. Воздействие при 500-700 ч / млн может привести к тому, что человек потеряет сознание через пять минут и умрет в течение часа.»
Впрочем, три из четырёх пострадавших компаний (Exxon, Shell и Macquarie) вместе с их претензиями были посланы департаментом энергетики в сад. А вот с китайцами из PetroChina ведомство повело себя более культурно и таки выделило на очистку миллион долларов.
Трудно сказать, скажется ли избранная департаментом линия поведения на последующих продажах нефти из стратегического резерва (в планах на 2019 г. значится реализация 5 млн. барр.), но, думаю, если и скажется, то не в лучшую сторону.
Вот так, стэп бай стэп, в течение всего лишь трёх лет, минувших с отмены запрета экспорта местной нефти, проблема ассенизации американской петроямы мутировала из состояния «головная боль местных переработчиков» в статус «глобальный геморрой». Впрочем, мартовские, сего года приключения сланцевой нефти в Южной Корее, возможно, стали предвестником возвращения геморроя на родину.
Покупатели из Южной Кореи отказываются от американской сланцевой нефти из-за примесей
По сообщению агентства Bloomberg, азиатские покупатели отказываются от сланцевой нефти, поставляемой из Соединенных Штатов, так как она содержит примеси, которые затрудняют ее переработку.
От уже приобретенных партий сланцевой нефти из США отказались две нефтеперерабатывающие компании из Южной Кореи — «SK Innovation Co.» и «Hyundai Oilbank Co.». Нефть для «SK Innovation» и «Hyundai Oilbank» должна была поступить с месторождений в формации «Eagle Ford» на юге Техаса в январе и феврале, продавцом выступала BP.
Но качество нефтяного сырья не устроило покупателей поскольку содержало примеси, затрудняющие его дальнейшую переработку.
Южнокорейский покупатель отклонил один из грузов и танкер «Olympic Luck» развернули в южнокорейском порту Йосу и перенаправили в КНР. В порту Циндао нефтяной груз приобрела «Sinochem Hongrun Petrochemical Co.», для нефтеперерабатывающего завода которой, имеющего другую конфигурацию, эта нефть по качеству подошла.
Отмечено, что проблема с примесями затрагивает не все нефтепоставки из «Eagle Ford» или из США в целом, однако покупатели продолжают отслеживать качество каждого груза и проверяют его на наличие продуктов окисления перед приемкой. Этой практики придерживаются южнокорейские «SK Innovation», «Hyundai Oilbank», «Hanwa Total» и «GS Caltex».
Подчеркивается, что причина не в самой сланцевой нефти, а в проблемах с ее транспортировкой в США, поскольку сложная система магистральных нефтепроводов, нефтехранилищ и экспортных терминалов, которая обеспечивает поставки американской сланцевой нефти, создает повышенные риски загрязнения топлива во время транспортировки и хранения.
Вследствие нехватки инфраструктуры десятки месторождений США вынуждены использовать одни и те же МНП и нефтехранилища для разных сортов нефти. В итоге нефтяное сырье может быть загрязнено остатками других видов топлива, химикатами, используемыми для очистки резервуаров или стабилизации углеводородов.
Как заявил вице-президент южнокорейской «Hanwha Total Petrochemical Co.» Себастьян Барийе, в партиях газового конденсата с американских сланцевых месторождений можно найти такие примеси, как продукты окисления, металлы и чистящие вещества.