Твой Новосибирск Твой Новосибирск
2 мая
четверг

Непрокатная дыра. В российском кинопрокате окупились только 19 из 160 фильмов

Непрокатная дыра. В российском кинопрокате окупились только 19 из 160 фильмов

«Проект» — большинство фильмов, профинансированных Фондом кино, провалились в прокате только 19 из 160 окупились

Как посчитали журналисты, большинство субсидий от государства получают одни и те же продюсеры.

Издание «Проект» посчитало окупаемость российских фильмов, которые получили финансирование Министерства культуры и Фонда кино. Так как размеры государственной поддержки не раскрываются, журналисты сравнивали бюджет фильма и сборы в прокате. Картину посчитали успешной, если она собрала три своих бюджета: 50% сборов отходят кинотеатрам, 15-20% получает дистрибьютор, 30-35% остаётся производителю.

 С 2012 года Фонд кино и Минкульт выделили на поддержку российского кинематографа 41 миллиард рублей. Финансирование получали не только патриотические картины, но и блокбастеры и потенциально коммерческие успешные фильмы. Иногда деньги выдаются на авторское кино, которое даже не выходит в прокат;

 Из изученных журналистами фильмов в период с 2012 по 2017 год окупились только 19 из 160. Наиболее провальный — «Матильда», картина Алексея Учителя, попавшая в скандал и вызвавшая протесты. При бюджете в 1,5 миллиарда рублей ей удалось собрать лишь 537 миллионов рублей;

 Среди других невыгодных картин — «Савва. Сердце воина» (бюджет миллиард рублей, а сборы 195 миллионов), «Смешарики. Легенда о золотом драконе» (бюджет 995 миллионов рублей, а сборы 261 миллион рублей) и «Он — дракон» (бюджет миллиард рублей, а сборы 780 миллионов рублей);

Изображение

 Среди окупившихся картин — «Движение вверх» (бюджет 450 миллионов рублей, а сборы 3 миллиарда рублей), «Лёд» (бюджет 150 миллионов рублей, а сборы 1,5 миллиарда рублей) и «Сталинград» (бюджет 955 миллионов рублей, а сборы 3,8 миллиардов рублей);

 По данным «Проекта», поддержку государства чаще других получают несколько продюсеров. «Арт Пикчерс Студия», учреждённая Федором Бондарчуком, «СТВ» Сергея Сельянова, «ТаББаК» Тимура Бекмамбетова, «Энджой мувиз» братьев Андреасянов и «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова»;

 Часть из этих продюсеров сами участвуют в распределении бюджетных средств. Бондарчук и один из учредителей «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» входят в экспертный совет Фонда кино;

 Фонд кино чаще других отдаёт средства компаниям-лидерам российского проката — этот рейтинг он составляет сам и из года в год его участники не меняются. В итоге у таких компаний больше привилегий при распределении государственных денег: в 2017 году между ними разделили 2,5 миллиарда рублей, а остальным отдали только 500 миллионов рублей;

Изображение

 Кроме того, Фонд кино и Минкульт поддерживают одних и тех же режиссёров: Александр Котт (снимал «Ёлки»), Антон Мегердичев (снимал «Движение вверх»), Денис Чернов (снимал «Смешариков»), Дмитрий Дьяченко (снимал «СуперБобровых»), Дмитрий Киселёв (снимал «Время первых») — получали деньги по шесть раз;

 Не все компании получают бюджетные деньги на безвозвратной основе, некоторые не могут отбить средства и становятся должниками. Например, наиболее крупный долг у компании «Энджой мувиз», которая не вернула Фонду кино 112 миллионов рублей за так и не вышедший фильм «Аладдин»;

 Из поддержанных Фондом кино фильмов только семь побеждали или хотя бы попадали в номинациях зарубежных кинофестивалей с 2012 по 2017 год. Это в том числе картины «14+», «Тряпичный союз», «Довлатов» и «Левиафан».

Николай Чумаков

Чтобы оценить эффективность работы министра в сфере кино, мы посчитали окупаемость фильмов с господдержкой. Размеры этой поддержки не разглашаются, поэтому для подсчета окупаемости мы сравнивали бюджет фильма и сборы в прокате (российском и зарубежном). Мы считали фильм прибыльным, если он собрал в три раза больше, чем было потрачено на его создание, в остальных случаях — убыточным.

Изображение

Деньги отечественному кинематографу выделяют две госструктуры — Министерство культуры и Фонд кино. Именно Фонд нацелен на поддержку коммерчески успешных проектов, которые должны окупить вложенные бюджетные деньги в прокате. В открытом доступе нет данных о том, сколько Фонд кино вкладывает в тот или иной фильм, поэтому мы не можем оценить, сколько денег Фонд вернул в свой бюджет или потерял после выхода фильмов с господдержкой. Мы оцениваем, оказались ли успешными в прокате проекты, поддержанные Фондом кино.

Затраты на создание фильма складываются из бюджета на производство и бюджета на продвижение. Как правило, основная часть расходов — это бюджет на создание фильма, но зачастую бюджет на маркетинг может быть равен или превышать затраты на производство. Поскольку данных о бюджетах на маркетинг нет в открытом доступе, мы анализируем только бюджеты на производство фильмов. Еще больше фильмов могло попасть в список убыточных, если учитывать и расходы на их продвижение.

Изображение

Мы изучили бюджеты и сборы фильмов, поддержанные Фондом кино с 2012 по 2017 годы. Данные по бюджетам взяты с сайтов Кинопоиск, IMDb, boxofficemojo.com, из интервью с создателями фильмов и других открытых источников. Данные по сборам в российском прокате получены из Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), с сайтов Кинопоиск и kinobusiness.com. Цифры по зарубежным сборам — с сайтов Кинопоиск и boxofficemojo.com.

Данные о бюджете и сборах опубликованы только у половины фильмов, профинансированных Фондом кино с 2012 по 2017 годы: у 160 картин из 295. Некоторые из фильмов, данных по которым нет, еще не закончены или пока не вышли в прокат.

PS: насколько вся информация достоверна не знаю. Но скажем поддержка таких проектов как Левиафан явный провал.

Россия устала от русофобских кинолент, в стиле а-ля 90-х. Бюджет Левиафана 220 млн, а вот заработал 160 млн (по курсу доллара 65).

А вот нечего поддерживать откровенно либеральные фильмы.

Не любят таких у нас люди.


01:10
415
Нет комментариев. Ваш будет первым!