Гремящие магниты. Как в НАТО собирались бороться с советскими подводными лодками
Безумный план: как в НАТО собирались расправляться с советскими подлодками
На пике холодной войны бум в строительстве подводного флота в СССР крайне тревожил, если не сказать, наводил ужас на руководство Североатлантического Альянса. Еще бы, таких темпов не видели даже в США.
В кратчайшие сроки Союз сконструировал и выпустил добрую сотню подводных крейсеров, представлявших в глазах Запада не иллюзорную угрозу. А к моменту «Кубинского кризиса» в 1962 году на вооружении у СССР было около 300 дизель-электрических подлодок. По словам американского вице-адмирала Ричарда Смитона, Штатам «просто не хватало сил», чтобы соревноваться с Советами.
Чтобы хоть как-то нейтрализовать потенциальную угрозу, военные НАТО были готовы на любые меры, даже на самые, казалось бы, нелепые.
В качестве одной из таких мер предлагалось сбрасывать с воздуха гибкие магниты, которые при креплении к корпусу сильно шумели и таким образом делали вражескую подлодку более заметной для обнаружения.
Эту безумную идею удалось опробовать на совместных британско-канадских учениях в 1962 году. Британская дизельная субмарина «Аурига» провела три недели в водах Новой Шотландии, изображая советскую подлодку.
На ней-то и испытали «магнитный» способ обнаружения. Пролетая над «Ауригой», канадский патруль сбросил на нее груз гибких магнитов. Часть из них закрепились на корпусе и начали громыхать к вящей радости гидроакустиков.
Но потом начались проблемы. Магниты попали в отверстия для отвода воды, поэтому снять их получилось только в сухом доке спустя несколько недель после окончания учений.
А до тех пор «Аурига» была так же незаметна в море, как духовой оркестр. Ни сражаться, ни тренироваться в таком состоянии она, разумеется, не могла. Да и сам процесс доставания магнитов из-под корпуса обошелся в кучу денег и нервов.
В итоге метод показал себя как условно рабочий, но дальнейшего развития так и не получил из-за трудностей в обучении личного состава.
Алина Кузьмина, специально для «Русской Весны»