Кто раскачивает среднеазиатскую лодку. Названы агенты влияния ЦРУ в Казахстане
Раскрыта сеть ЦРУ: теперь в Казахстане — сенсационное расследование
Мы уже рассказывали о майском вояже в Центральную Азию американских разведчиков Спаски Гатзинска и Джозефа Белла, который позволил раскрыть сеть американских агентов, причастных к организации беспорядков в Бишкеке 7-8 августа. Двое из названных нами лиц уже допрошены прокуратурой Киргизии и против них ведется следствие.
Другие издания продолжили наше расследование и обнаружили, что после Бишкека эти двое шпионов посетили Алматы (Алма-Ату), где через месяц вспыхнули беспорядки.
Наша совместная работа, а также информация от источника в казахских силовых структурах позволила установить имена еще одной группы агентов в Казахстане, которых также засветили незадачливые шпионы.
Как ЦРУ создало партию
Алматинская агентурная сеть была создана преимущественно в период работы в городе Чеза Мартина (Chaz Martin), агента ЦРУ под дипломатическим прикрытием.
Он уроженец Луисвилля (Кентукки), работает на ЦРУ с 2007 года, сейчас считается «специалистом по России» и находится на хорошем счету. Его лучшей вербовкой в Алмате стал владелец галереи и конференц-зала Тимур Нусимбеков (в центре на фото, по левую руку — сам Мартин).
Нусимбеков выступал наводчиком при отработке ЦРУ контактов с местными политическими активистами и творческой интеллигенцией.
На основе его данных Мартин отбирал кандидатов для группы агентов, которых предполагалось использовать для организации в Казахстане протестного движения.
Среди лиц, чьи досье были предложены Нусимбековым, были будущие лидеры группировки «Проснись, Казахстан» («Oyan, Kazakhstan»): Димаш Альжанов, Асем Жапишева и Суинбуке Сулейменова.
После перевода Мартина на другое направление работу с этим ценным «агентом-групповодом» вела Гатзинска. Он встретился с ней сразу после прилета в Алматы 13 мая и представил проект создания на базе городских кадров радикальной группировки.
Вечером того же дня он провел встречу с протестными активистами в одном из кафе, в ходе которой отбирал кадры для будущего политсовета.
Восторгам участников не было границ, но большинство из них Белл и Гатзинска забраковали из-за молодости и малого опыта.
Кроме того, был дан ряд указаний о том, чтобы движение именовалось только по-казахски и официально писалось на латинице, а наравне с протестной тематикой отрабатывало тему борьбы против русских и китайских проектов в республике.
Мы не располагаем точными данными о наличии каждого из участников собрания и будущего политсовета агентурной карточки ЦРУ. Однако в случае Альжанова нам удалось установить, что он был завербован в 2016 году на Украине по наводке агента «киргизской» станции ЦРУ Дмитрия Кабака.
Он входил в «свиту» более крупного агента американцев Равшана Жээнбекова, однако из-за симпатий кураторов к секс-меньшинствам он был взят на непосредственную связь.
Он отвечал за работу с украинскими радикалами из «Правого сектора»* и «Удара», которых предлагалось пригласить в Киргизию в 2015-м для подготовки «боевых групп», но замысел был сорван спецслужбами России и их республиканскими коллегами.
Кабак познакомился с Альжановым еще в 2014-м и рекомендовал привлечь его к нелегальной работе. ЦРУ колебалось, так как этот контакт ранее использовался структурами Госдепа в качестве легального сотрудника, однако официальная вербовка все же состоялась в 2017-м.
Именно с этим связано заинтересовавшее многих журналистов получение Альжановым тогда же параллельного украинского гражданства: он понимал, что после подписания соглашения о сотрудничестве на родине ему грозит арест за измену, и готовил «запасной аэродром» в Киеве.
Агенты под крышей НПО
Помимо группировки «будильников», Гатзинска и Белл контактировали в Алмате с другими агентами влияния. Вот некоторых из них.
Ирина Медникова, генеральный директор «Молодежной информационной службы Казахстана». Первый контакт со спецслужбами США в 2007-м.
Завербована в 2009-м на основе материальной заинтересованности и русофобских взглядов. Используется в качестве агента влияния, связь с ЦРУ облегчила ей получение грантов Госдепа и Фонда Сороса.
В ноябре 2013 года одновременно с Равшаном Жээнбековым была направлена на киевский Евромайдан, где участвовала в беспорядках. Позже публиковала в Казахстане агитационные материалы, восхваляющие «цветные революции».
В 2019 году раскручивала в СМИ тему «фальсификации выборов», участвовала в работе «Проснись, Казахстан», организовывала оппозиционные флешмобы.
Тамара Калеева, директор НПО «Алил Соз» и «Трансперенси Казахстан». Первый контакт с ЦРУ — около 2001 года. Использовалась в качестве агента влияния в Союзе журналистов Казахстана и в ходе оперативной комбинации даже проводилась на пост его председателя.
В ходе беспорядков 2019-го отвечала за работу с прессой и освещение несанкционированных акций протеста. Через свои журналистские связи должна блокировать распространение в СМИ информации об американском следе в протестном движении.
В кругу сотрудников НПО хвастается большими связями в «верхах». Среди ее контактов — казахский националист Айдос Сарым, член Национального совета при президенте, в прошлом — эксперт государственных аналитических центров республики.
В 2018-м он входил в партию «Жана Казахстан», созданную под контролем Госдепа США. Среди программных целей партии — разрыв отношений с Россией и «признание геноцида казахов».
В июне — побывал в составе партийной делегации в Вашингтоне, где был принят американскими чиновниками, получал поддержку и инструкции. Среди прочего чиновники Госдепа утвердили написанный Сарымом «меморандум о геноциде».
После закрытия американскими хозяевами «Жана Казахстан» Сарым снова вхож в различные кабинеты казахской столицы и считается «системным» экспертом, несмотря на явные связи с ЦРУ.
Известно, например, что он поддерживает связь с Питером Залмаем, сотрудником украинской резидентуры Управления. Причем контролируемое Залмаем НПО «Евразийская демократическая инициатива» использовалось для распространения компромата на бывшего президента Казахстана Назарбаева и его семью.
Также есть свидетельства, что в 2019-м Сарым несколько раз контактировал с лидерами «Проснись, Казахстан», включая упоминавшуюся выше Сулейменову. Последняя является близкой помощницей агента-групповода Нусимбекова. В оппозиционной среде ее называют «отмороженной»: на одну несанкционированную акцию протеста она отправляла свою несовершеннолетнюю сестру «для красивой картинки», причем даже гордилась этим.
Мы предполагаем, что Сарым выступал политконсультантом «Проснись», а также до сих пор используется ЦРУ для сбора разведывательной информации. Сознательно или «в темную» — пусть выяснит следствие.
Мы намерены продолжить публикацию расследований о проникновении американской агентуры в политические организации и властные коридоры.
Операции в Бишкеке и Алмате привели к засветке многих контактов ЦРУ в регионе и позволили нам напасть на след многих интересных лиц.
Мы напоминаем, что публикуемые расследования — обращения в адрес руководства Казахстана и Киргизии. Они не должны мириться с преступной деятельностью американских спецслужб на своей территории.
Ян Остроумов, специально для «Русской Весны»