Твой Новосибирск Твой Новосибирск
23 апреля
вторник

Преемник знаменитого Ан-2. Кто хочет нагреть руки на производстве современного ТВС-2ДТС «Байкал»

Преемник знаменитого Ан-2. Кто хочет нагреть руки на производстве современного ТВС-2ДТС «Байкал»

"Как фанера над Парижем"

В Улан-Удэ на месте фирмы по разработке нового самолета оказался фанерный завод. Ничего похожего на конструкторское бюро там обнаружить не удалось.

 «Номер один» не удалось обнаружить в Улан-Удэ какой-либо активности по созданию нового варианта легкомоторного самолета «Байкал» с целью замены советского «кукурузника» Ан-2.

По адресу регистрации победителя конкурса на освоение 1,2 млрд рублей — ООО «Байкал-инжиниринг» — на ул. Любови Шевцовой, 3Б, что-либо, напоминающее конструкторское бюро, отсутствовало.

Как и ООО с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, созданное накануне конкурса для последующего освоения денег, которые Минпромторг РФ выделил на «выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» по разработке суперсамолета, призванного заменить Ан-2.

Изображение

Вместо этого по данному адресу в столице Бурятии удалось найти лишь небольшой завод по производству фанеры.

У нас климат не тот

При желании и хороших мозгах и в сарае что-то можно разработать. Как Стив Джобс, склепавший в гараже первый компьютер Аpple. Однако в России не тот климат, во всех смыслах, все-таки почти три десятка лет реформаторских революций в образовании, науке и технике даром не проходят.

И уж тем более сложно рассуждать о том, что на неказистой производственной базе рядом с ветшающими на глазах заводскими корпусами «Улан-Удэстальмоста» можно самим создать что-то летающее.

Например, разработать новый вариант самолета «Байкал» с двумя двигателями. Тем не менее «Номер один» надежды не терял и попробовал найти зачатки «научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» на Шевцовой, 3Б.

Работники предприятия, а это в основном посланцы ближнего зарубежья, были немногословны и плохо понимали суть вопроса. Русскоязычных же работников вопрос — где тут изобретают самолеты — вообще поставил в тупик.

— Адресом ошиблись, здесь нет никаких самолетов, мы тут фанеру делаем,- сказали работники.

Между тем ошибки быть не могло — именно по данному адресу зарегистрировано ООО «Байкал-Инжиниринг», которому предстоит освоить бюджетные миллиарды с целью создания нового варианта ТВС-2ДТС «Байкал».

Изображение

Кто вставляет палки в колеса

Напомним, что Сибирским НИИ авиации (Новосибирск) уже был разработан вполне конкурентоспособный на рынке новый «кукурузник», оснащенный надежным и мощным американским двигателем. Он уже летал и должен был стать на поток на мощностях Улан-Удэнского авиационного завода в 2021 году.

Север и Дальний Восток нуждались в замене устаревшего Ан-2, и с заказами на наш самолет не было проблем. И загрузка, а значит, и новые рабочие места на Улан-Удэнском авиационном заводе были бы обеспечены.

Однако в августе 2019 года неожиданно Москва запретила эксплуатацию одномоторных «Байкалов» в так называемой арктической зоне эксплуатации (Якутии, Чукотке, Коми, части Красноярского края и др.), где сосредоточены наиболее платежеспособные покупатели на наш самолет.

А в Минпромторге РФ заявили, что летающий «Байкал» никуда не годится и нужен новый самолет с двумя двигателями.

Но с ними в России проблема. Ведь единственными двигателями на еще несозданный самолет предполагается использовать ВК-800С, разработки Уральского завода гражданской авиации (учредителя ООО «Байкал-инжиниринг»).

Однако до производства и сертификации нового двигателя понадобится, по оценке экспертов, минимум 3-4 года. И возникает вопрос — а зачем тогда зарубили наш «Байкал»?

Изображение

Ведь он же уже летал и на его создание были потрачены бюджетные средства! Неужели дело в том, что на нем стояли американские двигатели и могли быть наложены санкции?

Но ведь это вопрос договоренностей — по каким схемам и через какие страны можно закупать необходимые импортные двигатели.

Похоже, что не это главное. Ответ проблем нашего «Байкала» лежит в другой плоскости. Ведь в России гораздо быстрее и легче «освоить» бюджетные миллиарды на каком-нибудь фанерном заводе, чем разработать нечто новое и нужное рынку.

Впрочем, что-то нам все же предложат, ведь отчитаться за расходование средств рано или поздно придется. И есть подозрения, что это будет не то, что планировали.

Долетались до китайских копий

Как сообщили недавно китайские СМИ, Китай займется поставками в Россию партии самолетов Y5B, являющихся, по сути, лицензионной копией советского самолета Ан-2 (легкого многоцелевого самолета Y5B (Y-5BG)».

Изображение

По данным газеты «Шицзячжуан Дэйли», самолеты закупаются для использования неназванной компанией из Уральского региона РФ. Судя по всему, китайская копия Ан-2 может стать базой для создания «нового самолета» через ООО «Байкал-инжиниринг».

Ведь с копий делать копии мы еще не разучились. А 4 ноября агентство REGNUM сообщило, что в Госдуме вызвало «недоумение намерение России закупить у Китая шесть копий советского АН-2».

— Это наш советский «кукурузник», который был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, но развал промышленности достиг такого размера, что мы даже не можем производить простые типы самолетов и вынуждены закупать китайский аналог Ан-2? Стыдно и обидно,— возмутился депутат Госдумы Владимир Поздняков.

Однако стыд и обида это не про московский бизнес. Тут другие приоритеты. Когда на кону 1,2 млрд на «освоение», а ресурсов на обоснование бюджетных трат немного, почему бы не использовать для отчета великие достижения китайских копировальщиков?

А полетит ли с композитными, алюминиевыми или фанерными крыльями очередная копия Ан-2, да еще и с двумя пока несозданными двигателями — дело десятое. Главное — процесс...

Дмитрий Родионов


00:17
397
Нет комментариев. Ваш будет первым!