Режим карантина. Можно ли вернуть деньги за отложенную поездку
ВИРУСАТЫЙ РЕЙС: КАК ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА ОТМЕНИВШУЮСЯ ТУРПОЕЗДКУ
Из-за пандемии коронавируса многие россияне были вынуждены отменить свой отдых в зарубежных странах. Массовая отмена рейсов, пакетных туров и гостиничных броней привела к неразберихе: за какие туристические услуги можно вернуть деньги, а за какие нельзя? Эксперты Роскачества рассказывают, какие права есть у всех тех, кто не смог куда-то полететь.
ПОМЕНЯТЬ ИЛИ ВЕРНУТЬ?
АНДРЕЙ БЕЛОУСОВ — ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ РОСКАЧЕСТВА
– По общему правилу, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате средств в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки, и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, возвращается тариф, примененный для расчета стоимости перевозки.
В этом случае сбор иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса подлежат возврату пассажиру.
Тогда как сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа не возвращаются.
Ростуризм предлагает путешественникам, чья путевка перенесена, рассмотреть вариант замены на более поздний срок. Если турист отказывается и просто хочет вернуть свои деньги за пакетный тур, существует два варианта развития событий.
В случае путешествия в страну, где действует режим угрозы безопасности туристов:
- Турист вправе потребовать расторжения договора о реализации туристской путевки и возврата суммы в размере ее стоимости (до начала путешествия) (ст. 14 Закона № 132-ФЗ).
В случае путешествия в страну, в отношении которой не введен режим угрозы безопасности туристов:
- Турист вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся в том числе невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (ст. 10 Закона № 132-ФЗ).
При этом турист возмещает туроператору фактически понесенные им расходы. В случае несогласия туриста с размером вычета он вправе оспорить действия туроператора в суде.
Проверить расчет предлагаемых к возврату денежных средств можно путем сравнения предлагаемых к возврату сумм и их происхождения (комиссия за оформление, плата за перевозку и т. д.) с Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей от 28.06.2007 № 82 в редакции от 14.01.2019.
ПАНДЕМИЯ – ЭТО ФОРС-МАЖОР?
Вместе с тем отказ от перелета может быть обусловлен отказом гостиницы от исполнения договоров предварительного бронирования, который вызван исполнением предписанных мер по предотвращению развития пандемии по COVID-19.
Существование такой пандемии признано ВОЗ. Поэтому, без всякого сомнения, этот случай может быть отнесен к форс-мажору.
Существуют общие механизмы расторжения любого договора, предусмотренные ст. 451 Гражданского кодекса РФ. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, он может быть расторгнут, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
- В момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет.
- Изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру и условиям договора.
- Исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Таким образом, если предложенная вам компенсация вас не устроила, вы можете, руководствуясь названными общими положениями ГК РФ, расторгать договор и требовать от ваших контрагентов возврата суммы уплаченных денежных средств в полном объеме.
КАК ВЕРНУТЬ АВИАБИЛЕТ?
Для пассажиров «Аэрофлота», вылет которых был запланирован до 20 марта 2020 года включительно, возврат и перебронирование осуществляется без штрафных санкций в любой день до 30 апреля 2020 года.
Для пассажиров, вылет которых был запланирован после 21 марта, обмен или возврат билетов без штрафов возможен в течение всего срока действия билета.
По распоряжению Министерства транспорта РФ с 13 марта до 31 мая 2020 года S7 Airlines временно отменяет все собственные регулярные рейсы из России в Италию, Испанию, Францию и Германию. Всем туристам в эти страны можно:
- Переоформить билет на чартерный рейс.
- Оформить возврат полной стоимости.
Если билеты оформлялись через туристическое агентство, в интернете или в билетных кассах, заявку на возврат нужно подать по месту покупки билета.