Работали как фанатики. Владимир Борташевич о съемках черной комедии Маньячелло
Актер Владимир Барташевич: « Мы работали как фанатики, и это доставляло нам огромное удовольствие»
16 августа в 20.00 на ТНТ начнется показ чёрной комедии «Маньячелло» — истории об одержимом классической литературой маленьком человеке Тимофее, который инсценирует убийства по мотивам произведений Достоевского, Булгакова, Есенина и т.д. «Маньячелло» — это первый бурятский сериал, который выйдет на федеральном канале.
Придуман и снят он был в Улан-Удэ и окрестностях, а главную роль в нем сыграл Владимир Барташевич – один из самых популярных актеров Русского драматического театра имени Бестужева в Улан-Удэ. О «Маньячелло», малобюджетных съемках и своей работе в театре Барташевич рассказал нам в интервью.
Расскажите, как вы попали в сериал на главную роль. Был ли у вас кастинг, или роль писали для вас?
Когда мы начали снимать пилот, я, честно говоря, не очень хорошо представлял себе, что именно мы будем снимать. Меня на пробы пригласил Жаргал, он обрисовал мне ситуацию, в двух словах рассказал о сценарии. Через какое-то время Жаргал снова позвонил – на кастинг я приходил раза три, меня то утверждали, то не утверждали…
Но в итоге решили работать со мной. На первых кастингах я нервничал, переживал, а перед последним решил, что нервничать мне уже нечего – все равно меня не возьмут. Но получилось так, что меня взяли.
Вы снимались в комедии «Буузы» Жаргала Бадмацыренова, который снял «Маньячелло» и сыграл в нем. Вы давно знакомы друг с другом?
Мы с Жаргалом познакомились очень давно, я даже не помню, при каких обстоятельствах. Он позвал меня сниматься в комедии «Буузы», и, насколько я знаю, кастинга на мою роль не было. Близко мы познакомились именно на съемках этого фильма.
Была ли на площадке возможность импровизировать, добавлять что-то от себя в речь героя или вы строго следовали сценарию?
Было по-разному. Жаргал – требовательный режиссер, у него в голове есть своя картинка, к которой он идет. Это правильно, но, с другой стороны, иногда я понимал, что мой персонаж в некоторых сценах не может поступить так и сказать так, как написано в сценарии. Об этом я говорил Жаргалу, предлагал немного поменять текст, перестроить предложения, ведь сценарий – штука живая.
У нас на площадке было сотрудничество, сотворчество, а не тоталитарный режим, хотя порой Жаргал проявлял свою темную, диктаторскую сущность (смеется). Иногда после съемок, когда мы разъезжались по домам, кому-то в голову могла прийти идея, и мы пробовали ее воплотить на следующий день. У нас был гибкий режим съемок, но, тем не менее, мы не сильно отходили от сценария – кроме последней серии, которую мы снимали уже через год после съемок всего сезона.
В одной из ролей в сериале появится ваша жена, актриса Анастасия Турушева. Расскажите про ее роль и про опыт съемок вместе с супругой.
Моя жена сыграла мать моего героя! Настя очень переживала и боялась, но сыграла она потрясающе, я наблюдал за ней с плэйбэка. Она прекрасно чувствует камеру, она крутая актриса. Особых сложностей не было – мы семья и команда, мы постоянно советовались друг с другом. Бывало, она указывала мне на очевидные моменты, до которых я сам почему-то не догадался.
Расскажите, как вам работалось с вашими партнерами, которые раньше не снимались в кино, не играли в театре. Кому-то из актеров это непросто, а кто-то говорит, что партнерство с дебютантами, которые интуитивно чувствуют актерскую профессию – освежающий опыт.
Люди разные, есть актеры от природы, которые чувствуют роль, не замечают камеру и делают все на ходу. Иногда работа у дебютантов занимает чуть больше времени на запоминание текста, порядка действий и так далее. Но в целом все было здорово!
Я на площадке чувствовал, что мы команда и делаем одно интересное дело, а наше дело было очень интересным, это был безумно крутой опыт. Мы все друг другу помогали, не было ситуаций, чтобы кто-то говорил – «я тут актер, а ты сиди потише». Мы все друзья! Иначе получилась бы ситуация из басни «Лебедь, рак и щука».
Как сложился ваш дуэт с Асей Касьяновой? Она сама в интервью говорила, что ей, как телеведущей, не сразу удалось не замечать камеру.
Я старался не лезть со своими советами. Я видел, что Ася немного волнуется, но при этом знал, что она ходила на актерские курсы, поэтому боялся своим советом навредить, чтобы не было ситуаций, когда режиссер говорит одно, я скажу другое…
В нашем партнерстве все было здорово, потому что Ася всегда приходила на площадку подготовленной, у нее всегда был выучен текст. Ася – молодец! Она старается, учится, развивается, не стесняется задавать вопросы, а это очень важно.
Расскажите про локации. Вы снимали в Улан-Удэ или уезжали за пределы города? Приходилось ли ночевать на локациях?
Локаций было огромное количество. У нас были смены, которые начинались в 4 утра. Иногда, чтобы сэкономить время, мы оставались ночевать у локаций, например, у озера Котокель. Мы снимали и в черте города – в таких специфичных и живописных местах, в которых я никогда не бывал, и очень рад был там побывать; и в районах Бурятии, на красивой природе, на свежем воздухе.
Была у нас одна смена, самая жестокая, она длилась 27 часов с перерывами на обед. Мы начали снимать в 5 утра, снимали весь день, и закончили к 7 утра следующего дня. Есть, что вспомнить! Мы ведь работали как фанатики, не знали, как можно и как нельзя, и это доставляло нам огромное удовольствие. Наверное, мы просто пока не избалованы.
Ходите ли вы сейчас на кастинги, чтобы сниматься в фильмах или сериалах, или вы полностью сосредоточены на работе в театре?
В настоящий момент в Улан-Удэ объявили очередной карантин, будь он неладен, поэтому работы в театре пока нет. С кастингами в Бурятии негусто – хотя, может, где-то они есть… В больших городах с кастингами все проще и понятнее, а здесь об этом приходится только мечтать. На самом деле, я знаю о столичных кастингах, но обычно я даже на один день не могу уехать в Москву – 5 часов разницы во времени, 6 часов лететь… Сложно себе позволить отпроситься из театра в середине сезона.
В театре вы играете как в классических, так и в современных пьесах – написанных Иваном Вырыпаевым или Ярославой Пулинович, например. А какие пьесы сейчас больше нравятся вашей публике?
У нас достаточно много современных пьес, плюс у нас есть детская лаборатория, в которой работают с новыми пьесами. В сезон мы выпускаем как минимум три современные пьесы. А если бы вы посмотрели нашу классику, то вы бы сказали, что это очень современно – у нас не традиционный театр, в котором мы пытаемся воссоздать костюмы, пытаемся существовать, как люди прошлых эпох…
Благодаря этому, благодаря замечательному режиссеру Сергею Левицкому к нам в театр стало приходить гораздо больше молодежи, чем раньше, и это невероятно радует. Мы привлекли нового зрителя.