Твой Новосибирск Твой Новосибирск
21 сентября
суббота

Загадка Каготов. История, маргинализация и социальные предрассудки самого презираемого народа Европы

Загадка Каготов. История, маргинализация и социальные предрассудки самого презираемого народа Европы

Каготы: Забытая неприкасаемая группа в сердце Европы

Неприкасаемые слои общества существуют во многих странах мира. Всем известны далиты в Индии. В Японии подобное положение имеют баракумиты, а в Ираке — насусалары. Потомки эфиопов в Йемене также относятся к этой категории.

Обычно подобная система разделения общества на «чистых» и «нечистых» характерна для Востока и Африки. Но трудно представить, что подобные проблемы существовали и в центре Европы, даже несмотря на темное Средневековье и жестокость инквизиции. Хотя цыгане и евреи иногда подвергались гонениям, такие случаи были сравнительно редкими и не носили тотального характера.

Однако существует удивительный и малоизвестный пример — каготы, этническая группа, которая сталкивалась с презрением и неприятием на границе Франции и Испании, а затем загадочно растворилась среди населения этих регионов.

Первые записи о каготах датируются концом XI века во Франции. В средневековых представлениях каготы воспринимались как маленькие, злые существа с перепончатыми ногами и безухим, уродливым черепом.

Публичное мнение приписывало им страшные преступления: каготы якобы занимались черной магией, убивали и ели людей, портили урожай зловонием и текли зеленой кровью из пупков. Эти страшные мифы вызывали не только отторжение, но и страх перед каготами, ассоциируя их с нечистой силой.

Исторические документы, такие как указ короля Филиппа V, подтверждают существование каготов. Указ позволял убивать каготов, что привело к тому, что многие из них бежали на юг страны и в Испанию, где влияние короля было слабее, а местные феодалы обладали большей автономией. В этих землях каготы находили убежище в горных районах Пиренеев, избегая контакта с остальными людьми.

Несмотря на свою изоляцию, каготы не могли полностью избежать взаимодействия с окружающим обществом. Об этом свидетельствуют церковные эдикты, которые регулировали их жизнь. Каготам запрещалось вступать в браки с обычными людьми, ходить босиком, прикасаться к перилам мостов и пользоваться общественными колодцами.

В церквях для каготов строили особые, часто низкие входы и выделяли отдельное место внутри храма. Причастие они получали на длинных палках, чтобы священники избежали любого физического контакта. Профессии, доступные каготам, были весьма ограничены и связаны со смертью: они работали могильщиками, гробовщиками, палачами и мастерами на виселицах. Они были похоронены на отдельных кладбищах, чтобы не мешать покою остальных.

Со временем каготы исчезли, как будто растворились в европейском обществе, оставив следы лишь в хрониках и легендах. Исчезновение этой группы является одной из больших загадок европейской истории и открывает вопросы о механизмах интеграции и ассимиляции неприкасаемых групп.

Каготы олицетворяют то, как предрассудки и стигмы могут кардинально изменить судьбу этнической группы, нанося ей серьёзные травмы и следы, которые сохраняются на протяжении многих веков.

Интерес к каготам и их уникальным особенностям связан с долгой изоляцией этой группы от общества. Вопрос о том, можно ли было отличить каготов от обычных людей по внешним признакам, остаётся неразрешённым.

Средневековые представления не дают однозначных ответов. Однако фотография семьи каготов середины XX века, найденная французскими журналистами в удалённой деревне Пиренеев, демонстрирует внешние признаки, такие как карликовость, широкий рот и выраженные надбровные дуги.

Эти особенности могут объясняться частыми браками среди близких родственников. Однако, на фотографии 1900 года каготы выглядят вполне обычно.

История обособления каготов остаётся загадкой, поскольку они не принадлежали к какой-либо конкретной религиозной или этнической группе и не имели собственного диалекта. Общество могло определить их как каготов из-за генетических отклонений или других факторов, превращая их жизнь в существование изгоев.

В одной деревне мог родиться ребёнок с отклонениями, и вся семья была бы объявлена каготами и изолирована. Аналогичные случаи происходили в других деревнях, и со временем изгои начали объединяться ради выживания.

Средневековое общество воспринимало каготов презрительно. Они были вынуждены заключать браки внутри своей группы, что усиливало генетические патологии. В результате на границе Франции и Испании сформировалась изолированная группа неприкасаемых.

На гравюре середины XIX века показан проход каготов через деревню. Они носили символическую «гусиную лапку» на одежде и колотушки, чтобы предупреждать жителей о своём приближении. Это указывает на то, что внешне каготы не всегда отличались от обычных крестьян.

Дискриминация каготов достигла своего апогея в Средние века, но прекратилась после Великой французской революции 1789 года, когда каготы были уравнены в правах с другими гражданами. В Испании это произошло позже, в XIX веке. С этого времени каготы постепенно ассимилировались и утратили свои особенности.

Сегодня во Франции и Испании почти никто не называет себя каготом, и это слово приобрело негативный оттенок. Однако некоторые люди всё ещё находят каготские корни в своей родословной и открыто об этом говорят.

Исследователи в Пиренеях утверждают, что потомки каготов всё ещё живут в замкнутых общинах, избегая смешения с обществом и вступая в браки внутри своей группы.

Гипотеза о дефиците микроэлементов и связанных с этим уродствах весьма правдоподобна. Аналогичная проблема наблюдалась в XIX веке в России с «уровой болезнью», хотя она не привела к появлению изгоев.

 


148
Нет комментариев. Ваш будет первым!