Твой Новосибирск Твой Новосибирск
23 апреля
вторник

История Исаакиевского собора

История Исаакиевского собора

Исаакиевский собор в Петербурге освящен в 1859 году во имя Исаакия Далматского. Он украшает собой две исторические площади – Исаакиевскую и Сенатскую, над которой замер Медный всадник, ставший одним из символов города на Неве и воспетый Пушкиным в знаменитой поэме.

Суровый официальный стиль зданий Адмиралтейства, Сената и Синода главенствует здесь, а храм служит великолепным украшением этого ансамбля, смягчая и одновременно подчеркивая неприступность «казенного» облика их фасадов. Отсюда и начинается знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга, заслуженно называемого «музеем под открытым небом». И традиционный первый шаг этого знакомства – экскурсия в Исаакиевский собор. Его история началась в 1818 году одновременно с перепланировкой Исаакиевской площади. Строительство, осуществляемое по проекту О. Монферрана, продолжалось 40 лет, причем в роли куратора выступил сам российский император Николай I.

ИСТОРИЯ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА

Высота Исаакиевского собора до наивысшей точки – более 100 метров, а площадь его внутренних помещений – около 4000 кв. м. Основная концепция формообразования собора соответствует постулатам греческой архитектурной школы: внушительных размеров основной купол, ось которого совпадает с главной строительной осью здания, венчает мощную центральную часть собора, главенствуя над четырьмя малыми угловыми куполами.


При существенно меньших размерах центральная часть сооружения визуально доминирует над архитектурными формами нижнего уровня, что дополнительно подчеркивается пилонами, образующими подкупольный квадрат. Массивные очертания цокольного пояса и конструкций основания Исаакиевского собора, колоннады которого служат центром композиции, придают всей конструкции величие и торжественность. Обилие барельефов работы мастеров И. Витали, Ф. Лемера, П. Клодта смягчает строгость внешних форм, а изысканность скульптуры Исаакиевского собора, материалом для которой послужил мрамор и лазурит, придают ему величие и торжественность. Обилие позолоты поражает взгляд богатством и роскошью. Эскизы мозаичных панно и роспись выполнены многими талантливыми мастерами, среди которых художники Ф. Бруни, В. Шебуев, К. Брюллов.


Их высочайшее художественное совершенство заслужило всеобщее одобрение на Всемирной выставке начала 60-х годов XIX в., проходившей в Англии.


В процессе строительства архитектору Исаакиевского собора пришлось не раз исправлять чертежи: проект неоднократно изменялся, в него вносились дополнения. Даже Исаакиевская площадь не осталась в прежнем виде, территория ее увеличилась за счет сноса нескольких частных домов по Большой Морской, выкупленных казной у владельцев. Здесь же были построены здания, предназначенные для Министерства госимущества. Украшением Исаакиевской площади служит и уникальный по своей конструкции Синий мост, ширина которого приближается к сотне метров! Не часто можно встретить подобный шедевр дорожного строительства! К площади с востока примыкают две знаменитые гостиницы: «Астория», построенная на углу Большой Морской по плану архитектора Ф. Лидваля, и печально известный «Англетер», в одном из номеров которого свел счеты с жизнью Сергей Есенин…

ВИТРАЖ ГЛАВНОГО АЛТАРЯ СОБОРА

Исаакиевский собор украшен необыкновенной красоты витражом работы мастеров Г. Хесса и М. Э. Айнмиллера, изображающим воскресшего Иисуса Христа. Площадь витража почти 30 кв. м, стеклянные цветные элементы оправлены в свинец и объединены между собой при помощи свинцовой же пайки.

Витраж был установлен в 1843 году и является первым в истории элементом оформления интерьера, выполненным в подобной технике и одобренным Священным Синодом, который был размещен в православном храме.

Витражное искусство было известны на Руси еще с начала XII века, композиции выполнялись в то время из шлифованного цветного камня, что делало их невероятно трудоемкими в изготовлении, и потому широкого распространения не получили. Тем не менее, витраж традиционно применялся в интерьерах католических церквей, и появление его в православных храмах было лишь вопросом времени.


Главный храм России открыл витражному искусству дорогу в православие, хотя и в несколько измененном виде. С тех пор такой вариант оформления интерьера широко используется в России, став прототипом изображений воскресшего Христа во многих храмах. И потому стоит заказать экскурсию в Исакиевский собор и еще раз полюбоваться витражом главного алтаря, ведь он был самым первым!

Все о туризме и путешествиях узнавайте на RedHit.ru


406
Нет комментариев. Ваш будет первым!