Особенности ведения частного бизнеса в Японии
Японская экономика практически полностью находится в руках частных предпринимателей. Им принадлежат такие отрасли промышленности как машиностроение и строительство, ими освоены все направления торговли и общественного питания, а также сфера услуг. Почти половина предприятий принадлежит семьям или владельцам-одиночкам, остальные – в ведомстве крупных корпораций. Частный бизнес не хватает здесь «крошки с барского стола», а является полноценным партнером или каким-то значимым звеном технологической цепочки крупного бизнеса.
По умению трудится, полноценно сотрудничать и грамотно вести переговоры, японцы могли бы проводить мастер-классы для бизнесменов всего мира. Самое дорогое для каждого представителя страны Восходящего солнца – это принадлежность его к фирме, а визитная карточка с ее логотипом чуть ли не дороже паспорта. Они с недоумением воспримут делового партнера, если у него не окажется с собой визитной карточки, по их мнению, этот человек не достоин доверия и уважения. Многие серьезные вопросы решаются между партнерами в телефонном режиме, так могут даже заключаться договора, а для подтверждения их подлинности не понадобится запись телефонных разговоров.
Если во время переговоров ведется речь о каких-то «подвижках» от первоначальной схемы, то всегда подразумеваются уступки обеих сторон. Японский собеседник слушает очень внимательно, изредка соглашаясь с говорящим, но это вовсе не означает, что он уже готов подписаться под всеми пунктами сказанного. Скорее всего, это простое подтверждение того, что сказанное им услышано и понято правильно.
Для жителя этой страны недопустимо опоздать на встречу, ни воспитание, ни традиции этого не позволяют. Он всегда придет на несколько минут раньше и обязательно хорошо подготовленным. Тщательное изучение документов перед его подписанием – дело чести каждого бизнесмена в этой стране. Здесь не приняты большие отклонения от сути уже составленного документа, как и угрозы, шантаж и давление.
Японцы очень законопослушные граждане и никогда не пойдут на операции, которые ведут к снижению налогов. Еще после войны в стране можно было заполнять два вида налоговых деклараций – на белом бланке или на голубом. Те, кто заполняли документы на белом бланке, платили налоги по упрощенной схеме, но не имели никаких льгот от государства. Голубой бланк обязывал предоставить всю достоверную информации о предприятии с данными бухучета, но предоставлял множество льгот. С тех пор к уплате налогов здесь относятся с уважением.