Твой Новосибирск Твой Новосибирск
22 ноября
пятница

Карманный Армагеддон. Самое миниатюрное атомное оружие мира

Карманный Армагеддон. Самое миниатюрное атомное оружие мира

«Апокалипсис в кармане»: самое миниатюрное ядерное оружие

Портативное ядерное оружие, способное поместиться в небольшом чемоданчике или рюкзаке, долгие годы оставалось крайне популярным штампом остросюжетных боевиков и политических детективов. Сочетание компактности, незаметности и огромной разрушительной мощи могло превратить одного-единственного человека в ходячую бомбу, способную поставить на колени целое государство.

Впрочем, в реальности миниатюрные ядерные боеприпасы хоть и существовали, но значимой роли так и не сыграли. При наличии баллистических ракет, способных забросить боевую нагрузку куда угодно, «мини-бомбы» оказались попросту бесполезными. РИА Новости публикует подборку самых интересных образцов компактного ядерного оружия, разработанных США и СССР в годы холодной войны.

«Гранатомет самоубийц»

Одним из самых небольших и маломощных ядерных зарядов стал американский боеприпас М-388 для безоткатного гладкоствольного орудия M-29 Davy Crockett, отдаленно напоминающего советские и российские станковые гранатометы СПГ-9. Это оружие, названное в честь американского путешественника и политика XIX века, создали в 1950-х годах для борьбы с танковыми армадами СССР в Западной Германии или на Корейском полуострове.

Конструктивно боеприпас состоял из головного обтекателя, корпуса, четырех стабилизаторов и боевой части субкилотонной мощности — от 20 до 40 тонн в тротиловом эквиваленте. Масса снаряда составляла всего 34,5 килограмма, длина — 787 миллиметров.

Изображение

Боеприпас M388 Davy Crockett (США)

Безоткатное орудие могло выстреливать боеприпас на дальность до четырех километров. Расчет установки — три человека. Огонь предполагалось вести с треножника или со специальной турели на армейском джипе.

Главным недостатком оружия была крайняя уязвимость расчета для поражающих факторов ядерного взрыва — главным образом ионизирующей радиации. Минимальное расстояние от эпицентра до орудия должно было составлять 700–800 метров.

Понятно, что расчет сразу же после выстрела грузил все оборудование на машины и старался убраться как можно дальше с этой крайне неуютной позиции.

Кроме того, стрелки оставались уязвимыми для обычных средств поражения противника. Все-таки четыре километра — дистанция небольшая. Советские танки того времени могли уверенно поразить расчет осколочно-фугасным боеприпасом. Поэтому массовое распространение «Дэйви Крокетт» не получил. С 1956 года было изготовлено 2100 комплексов. В бою они ни разу не использовались и были сняты с вооружения в 1970-х годах.

Пушка массового поражения

Из всех ядерных артиллерийских боеприпасов в СССР самым миниатюрным стал 152-миллиметровый снаряд 3БВ3, принятый на вооружение в 1981 году. Научным руководителем проекта стал знаменитый советский физик-ядерщик с «говорящей» фамилией Евгений Забабахин.

Его группе удалось создать уникальный по мощности и массогабаритным характеристикам боеприпас, выдерживающий перегрузки артиллерийского выстрела без разрушений и снижения эффективности. Он был разработан в обводах штатного осколочно-фугасного снаряда для пушек Д-20, МЛ-20, самоходных гаубиц 2С3 «Акация», 2С5 «Гиацинт-С», буксируемых «Гиацинт-Б».

Таким образом, устроить вероятному противнику ядерный «привет» могла вся советская артиллерия калибра 152 миллиметра. Специальной доводки орудий для стрельбы спецбоеприпасами не требовалось.

Изображение

Самоходная артиллерийская установка 2С3 «Акация» на учениях артиллерийских подразделений

3БВ3 весил 53 килограмма, имел длину 774 миллиметра и диаметр 152,4 миллиметра. Мощность ядерного заряда составляла 2,5 килотонны в тротиловом эквиваленте, а дальность прицельного выстрела — около 17,4 километра.

Несложно представить, какие разрушения мог нанести одним-единственным залпом артиллерийский дивизион, вооруженный такими снарядами.

Впрочем, в начале 1990-х годов в соответствии с обязательствами по советско-американскому договору РСМД артиллерийские ядерные боеприпасы были ликвидированы как СССР, так и США.

Рюкзак с «сюрпризом»

И США, и СССР в годы холодной войны занимались разработкой переносных маломощных ядерных фугасов. Обе стороны готовились к резкому обострению военно-политической обстановки в Западной Европе и рассматривали все варианты, как замедлить продвижение противника в случае его нападения.

Переносными ядерными боеприпасами планировалось вооружить специальные диверсионно-разведывательные группы, которым предписывалось скрытно доставлять эти фугасы на вражескую территорию и подрывать пункты управления, мосты, ракетные шахты, аэродромы.

Это оружие могло использоваться для создания зон разрушения, завалов, пожаров, затопления и радиоактивного заражения местности.

Изображение

Переносной ядерный фугас SADM в рюкзаке с боеголовкой W54 (США)

Первые американские переносные заряды весили от 159 до 770 килограммов, что затрудняло их переноску вручную. Тем не менее этот вопрос удалось решить: с 1964 по 1967 год были разработаны четыре разновидности боеприпаса SADM. Он представлял собой цилиндр диаметром 40 сантиметров, высотой 60 сантиметров и весом 68 килограммов. Мощность варьировалась от 10 тонн до килотонны.

Для переноски заряда использовался специальный рюкзак-контейнер. Такой вес подготовленный спецназовец вполне мог тащить на себе длительное время, а когда уставал, «эстафету» перехватывал его сослуживец. Действовать диверсанты должны были парами.

Предполагалось забрасывать группу в район минирования парашютным способом. Один боец устанавливает мину, второй прикрывает. Использовать SADM предполагалось в первую очередь в местах, где была возможность быстро эвакуировать диверсантов.

Схожее оружие было и в СССР, где с 1967 по 1993 год имелись специальные малогабаритные ядерные мины РА41, РА47, РА97 и РА115. Кроме того, на вооружении стояли так называемые «ядерные ранцы» РЯ-6 весом 25 килограммов и мощностью до килотонны.

А для борьбы с диверсантами противника в 1972 году в странах — участницах Варшавского договора были организованы специальные взводы разведки и уничтожения ядерных фугасов. Личный состав знал устройство американских боеприпасов и располагал оборудованием для их поиска и обезвреживания.

Смерть авиации

В 1961 году ВВС США приняли на вооружение свою единственную ракету «воздух — воздух» с ядерной боевой частью AIM-26 Falcon.

В то время истребители не могли эффективно бороться со сверхзвуковыми самолетами СССР на встречных курсах с помощью ракетного оружия из-за несовершенства систем наведения. А использование ядерного заряда позволяло уничтожить цель даже при промахе в несколько сотен метров.

Изображение

ВВС США хотели получить ракету с полуактивным радиолокационным наведением, способную эффективно поражать сверхзвуковые бомбардировщики в лобовой атаке. Так как технологические возможности к этому моменту позволяли без особого труда установить ядерную боевую часть в корпус обычной AIM-4, разработка проходила без особых сложностей.

Длина ракеты составляла 2,1 метра, диаметр 290 миллиметров, а общий вес — 92 килограмма. Мощность ядерной боевой части — 250 тонн. Скорость полета «Фалкона» превышала 2,3 тысячи километров в час. Практика показала, что AIM-26 была не очень надежным оружием.

Системы ракеты были склонны к частым отказам, устройство было довольно капризно и сложно в обслуживании из-за ядерной боевой части. Летчики не считали AIM-26 ценным или эффективным средством поражения. В 1971 году последняя AIM-76 была снята с вооружения.

Андрей Коц


18:45
510
Нет комментариев. Ваш будет первым!