Твой Новосибирск Твой Новосибирск
22 ноября
пятница

Нападения на российские школы. Мнение экспертов

Нападения на российские школы. Мнение экспертов

Заглянуть в неприкаянную душу

Всего лет 15-20 назад мы были уверены, что такое возможно лишь где-то на «загнивающем» Западе. Но сегодня нападения на школы и в России становятся, к несчастью, привычным явлением. Всего за две недели января в разных концах страны произошло четыре нападения на школы.

Кровавая волна

В Мотовилихинском районе Перми в школе № 127 жертвами вооружённых ножами 16-летних парней стали полтора десятка человек — дети и учительница, заслонившая собой своих воспитанников. Двенадцати пострадавшим потребовалась госпитализация.

Буквально через два дня в школе деревни Смольное Сосновского района Челябинской области девятиклассник ранил другого подростка ножом.

Ещё через пару дней очередное сообщение об инциденте в школе поступило из Бурятии. Ученик девятого класса средней школы № 5 посёлка Сосновый Бор ворвался в здание с топором и бутылкой с зажигательной смесью. Метнув «коктейль Молотова» в кабинет русского языка, нападавший набросился на школьников и учителя. Пострадали семь человек, трое госпитализированы в тяжёлом состоянии.

Пока в обществе широко обсуждались происшествия в Перми, Челябинске и Бурятии, как-то вне поля зрения СМИ остался ещё один аналогичный случай.18 января в гимназии № 1 имени К.Д. Ушинского в Симферополе ученик седьмого класса ранил в ногу из пневматического пистолета пятиклассника.

Нечто подобное случалось и ранее. В феврале 2014 года старшеклассник пришёл с ружьём в московскую школу № 263 и застрелил учителя географии. Затем подросток открыл огонь по сотрудникам вневедомственной охраны, прибывшим на место происшествия. Погиб полицейский Сергей Бушуев, его напарник Владимир Крохин получил тяжёлые ранения.

Ещё свежи в памяти события минувшего сентября в подмосковной Ивантеевке, где школьник напал с пневматическим оружием и кухонным топориком на учительницу и учащихся школы. Прошлый год вообще выдался «богатым» на трагические инциденты в российских школах. Так, 11 февраля 2017 года прямо во время урока в школе № 1 Нижнекамска 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте. Через несколько дней ребёнок скончался.

12 мая в городе Усинске (Республика Коми) во дворе школы № 2 один из учеников открыл огонь из пневматического пистолета по другим детям. Серьёзную травму получила девочка.

18 декабря смертельное ранение от рук вооружённого ножом товарища получил 15-летний подросток на спортивной площадке одной из школ в микрорайоне Юбилейный Иркутска…

Эффект подражания

К сожалению, несмотря на принимаемые правоохранительными органами, медиками, представителями сферы образования меры, уверенности, что в ближайшее время удастся преодолеть нескончаемый поток школьных трагедий, нет. Многие эксперты уверены, что подобные инциденты зачастую возникают из-за психологического «эффекта подражания». Подростки с неокрепшей психикой и ещё неустойчивыми моральными ценностями пытаются любыми способами доказать, что и они не менее «круты». Зачастую малолетние террористы выбирают себе кумирами американских сверстников Эрика Харриса и Дилана Клиборга, устроивших в 1999 году бойню в школе «Колумбайн» в штате Колорадо. Тогда погибли 13 человек, 37 были ранены. После атаки нападавшие застрелились.

Прошло уже почти два десятка лет, но пример малолетних убийц продолжает владеть молодыми умами во всём мире. События в «Колумбайне» вызвали тогда в США горячие споры о необходимости ужесточения контроля над огнестрельным оружием. В центре обсуждения также оказались вопросы школьных групповых конфликтов, молодёжных субкультур и влияния фильмов и видеоигр, пропагандирующих насилие, на американское общество. Произошедшее привело к ужесточению систем безопасности в учебных заведениях и усилению контроля над доступом детей к Интернету и жестоким видеоиграм.

Как выяснилось, парни, устроившие резню в Перми, живо интересовались массовым убийством в заокеанской школе: на их страницах в одной из соцсетей размещено множество видеороликов и изображений на эту тему.

Лестно отзывался в соцсетях о «героях» из Колорадо и ивантеевский подросток.

Психологи вам в помощь

Сегодня в обществе развернулась широкая дискуссия, участники которой стремятся вникнуть в причины сложившейся ситуации. Кто-то сетует, что неэффективно работают инспекции по делам несовершеннолетних. Хотя согласиться с этим трудно, поскольку некоторые из совершивших нападения на школы жили во вполне благополучных семьях, другие состояли на учёте у психиатра, и именно врачи должны были отслеживать поведение подопечных. Много разговоров идёт о ненадлежащей организации системы безопасности в учебных заведениях. Отчасти это справедливо. Однако и дополнительные рамки металлоискателей, и надёжные электронные турникеты, и усиленные наряды частных охранников, как показывает практика, не становятся непреодолимым препятствием для проникновения вооружённых злоумышленников.

Ряд экспертов заговорил о развитии специализированной психологической службы, утверждая, что в настоящее время этот институт находится в плачевном состоянии. Вот, например, что сказала одному из изданий руководитель отдела клинической психиатрии детского и подросткового возраста Центра психиатрии и наркологии имени Сербского, главный внештатный детский специалист-психиатр Москвы Анна Портнова:

— Система образования как очень большой институт, хорошо развитый, должна иметь в своём штате и психологическую службу. Но психологи есть далеко не в каждой школе. А там, где они есть, в основном занимаются сопровождением учебного процесса: они контролируют, как дети усваивают навыки, знания и умения. Они не занимаются эмоциональным состоянием детей, не имеют подготовки по основам клинической психологии и психиатрии. Поэтому с критическими состояниями большинство школьных психологов справляться не умеет.

Руководитель московского отделения Федерации психологов образования России, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Умняшова подчёркивает, что работа школьного психолога в наши дни плохо отрегулирована законодательством, что сказывается на её качестве.

Много говорят о необходимости ввести психологию в школьную программу. Когда-то директор Национального медицинского исследовательского центра психологии и наркологии имени В.П. Сербского профессор Зураб Кекелидзе говорил о необходимости ввести всеобщее психологическое образование уже у младших школьников:

— О гигиене полости рта и какая паста лучше, нам каждый день напоминают. А о том, что делать, как жить, чтобы не навредить своей психике, не рассказывают.

Только за последнее десятилетие этот вопрос поднимался несколько раз. Обычно после очередной трагедии. Вспомнили об этом и сейчас. Однако никто конкретно не говорит, что на этих уроках станут преподавать, чему будут учить детей.

Ребёнок за бортом?

Дружу с несколькими педагогами старой закалки, для которых главное — не столько обучить подопечного предмету, сколько воспитать в нём человека, гражданина. Все пеняют, мол, в жёстких рамках существующих образовательных стандартов сделать это крайне сложно. Да и как иначе, если даже пресловутый ЕГЭ не нацелен на выявление талантов, умения подростка аналитически мыслить?

Сегодня мы всё чаще оглядываемся на советское прошлое с его отнюдь не безгрешной, но довольно эффективной системой воспитания. Ну кто скажет что-то плохое об октябрятском движении?

«Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут. Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые».

А пионерские дружины? Найдите что-либо вредное в их основных законах:

«Пионер трудолюбив, настойчив. Смел, честен и правдив. Здоров, вынослив и никогда не падает духом. Стремится к знанию. Помогает слабым, охраняет природу. Соблюдает чистоту, охраняя здоровье своё и других. Уважает свой и чужой труд, дисциплинирован, вежлив и исполнителен».

Если отбросить идеологическую составляющую, оказавшуюся в конце концов пшиком, то ведь основополагающими в их деятельности были вполне мудрые идеи. В своё время поспешив избавиться от всего советского, мы вместе с водой выплеснули и ребёнка.

Молодёжь, конечно, разная. Одни выходят на улицы городов в строю «Бессмертного полка», другие не то что о Сталинградской битве или Курской дуге, вообще о Второй мировой не слышали. Уж не говорю о событиях 1917-го.

Научиться слушать и слышать

Трудно не заметить, как много сил и средств в последние годы вкладывается в нашей стране в образование и воспитание подрастающего поколения. Государство делает всё возможное, чтобы молодёжь могла реализовать свои таланты. С 2014 года в Сочи функционирует центр одарённых детей «Сириус», где ежемесячно оттачивают свои знания шесть сотен подростков. По всей стране действует целая сеть специализированных общеобразовательных школ для ребят, которые решили посвятить себя изучению наук. Во всех крупных городах школьники имеют возможность бесплатно или за небольшие деньги заниматься в спортивных секциях, творческих студиях. К примеру, мой внук-четвероклассник занимается сразу в трёх таких секциях. А ведь в «нулевых» система советского бесплатного дополнительного образования и детского досуга почти развалилась.

Результаты такой государственной политики не заставили себя ждать. Посмотрите, каких достижений добиваются российские подростки на мировых интеллектуальных состязаниях. Все три золотые медали на Международном чемпионате для школьников от 14 до 16 лет по графическому дизайну, робототехнике и электромонтажу в Абу-Даби — наши. Четыре золота и одно серебро на прошедшей в швейцарском Цюрихе Международной олимпиаде по физике. Двенадцать медалей на математической олимпиаде в Румынии. Золото на математической олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Наши юные программисты — сильнейшие в мире.

А посмотрите, какой патриотический подъём у большой части молодых людей! Кто составляет костяк многочисленных поисковых отрядов, патриотических клубов? Школьники и студенты! Косить от армии уже не модно. Напротив, многие пацаны, как их сверстники из советских времён, мечтают попасть служить в элитные войска. Появился конкурс при поступлении в военные вузы.

Конечно, не всем детям доступны широкие возможности для самореализации. В отдалённых населённых пунктах, в малых городах о столичных благах пока только мечтают.

Но, с другой стороны, причина неприкаянности некоторых подростков кроется не только в отсутствии возможностей для самореализации. Вспомним, что первый трагический случай произошёл не в глубинке, а в московской школе. По всей видимости, дело всё-таки в мозгах подрастающего поколения. Многие в который уж раз сетуют, что на умы юношей и девушек негативное влияние оказывает массовая культура. Отчасти с этим можно согласиться. Иногда достаточно пять минут посмотреть по телевидению какую-нибудь популярную молодёжную передачу, чтобы ощутить себя не вполне нормальным. А о чём вещают по утрам телеканалы и радиостанции? Дорожно-транспортное происшествие унесло столько-то жизней… На пожаре погибли… Авиакатастрофы, цунами, столкновения поездов, утонувшие корабли… Словом, хороший заряд «бодрости» в начале дня. К вечеру же «градус» ещё сильнее накаляется. Тут и впрямь не до любви к ближнему. Но всё же не все поголовно молодые люди хватаются за «стволы» и ножи и бегут «разбираться» с одноклассниками и учителями!

Вот тут-то и выходит на первый план главная, на мой взгляд, проблема: недостаточное внимание к каждому подростку, неумение старших увидеть и понять, чем живёт юный человек, что его волнует. Мы разучились слушать и слышать наших детей, общаться с ними, понимать их. Родители заняты зарабатыванием денег. Учителям главное — провести школьников через ЕГЭ. Кто по-настоящему задумывается, что ведёт по жизни подростка: подлинные моральные ценности или их отсутствие? И кому он на самом деле нужен, этот неприкаянный уже не ребёнок, но ещё и не взрослый? От кого он услышит мудрое слово? От Интернета? Ну-ну…

…В ходе обсуждения проблемы в Совете Федерации председатель Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» Мария Мамиконян озадачила присутствовавших:

— А вы знаете, что в Госдуме предложили шутеры и другие компьютерные забавы этого плана (то есть те, где кровь течёт рекой, а задача геймера — поскорее убить противника) приравнять к спортивным играм?

И резюмировала:

— Вот тогда наступит каюк!

Андрей ШАБАРШОВ


18:28
423
Нет комментариев. Ваш будет первым!