В России остановили последнюю мартеновскую печь
В России закрывается последняя мартеновская печь
Это уникальный случай, когда появляется публикация о закрытии какого либо производства. Особенно удивительно видеть здесь такую новость, когда это производство последнее в стране. Но не переживайте, иногда и в закрытии производства есть позитив.
На самом деле с закрытием этой печи в стране заканчивается целая эпоха, которая началась на Сормовском заводе более века назад. Именно тогда еще в Российской Империи была построена первая печь по технологии французского инженера Пьера Эмиля Мартена. С тех пор мартеновские печи стали неотъемлемой частью черной металлургии, благодаря им проходила Сталинская индустриализация, с их помощью ковалась наша победа в Великой Отечественной Войне. Все помнят знаменитые строки:
«Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей».
И вот теперь всё. В стране еще остаются небольшие мартеновские печи, но в целом можно говорить об окончании эры выплавки стали мартеновским способом. Уже 23-го марта прошла последняя выплавка стали, после чего мартеновская печь на Выксунском металлургическом заводе, входящем в группу ОМК, будет навсегда закрыта. От этого становится немного грустно.
Но не будем о грустном. При всех заслугах мартеновских печей, технология эта давно устарела. В мире практически не осталось стран, где используют этот метод, последние мартеновские печи работают лишь в России, на Украине и в Индии. Россия одна из последних покидает этот клуб.
На Выксунском металлургическом заводе одна из двух работавших здесь печей уже остановлена.
Закрытая мартеновская печь на переднем плане, на заднем плане завалка шихты
Что бы понять почему этот метод более практически нигде в мире не используется, достаточно одного факта. Если мартеновским способом выплавка 150 т стали занимает более 7 часов, то современная электродуговая печь способна выплавить то же количество стали менее чем за час.
Процесс плавки металла завораживает и восхищает. В этот же день мы увидели плавку в современной электродуговой печи, и поверьте, там «спецэффектов» куда меньше. А в мартеновском цеху всюду фонтаны раскаленных искр, брызги расплавленного шлака, реки раскаленного металла. Рабочие постоянно берут пробы, измеряют температуру расплава. Громадные краны туда сюда перевозят огромные ковши с распаленным металлом. Красотища!
Но начинается все отсюда. На переплавку привозится измельченный лом.
Этот лом назевается шихтой. Твердая шихта предварительно засыпается в стальные контейнеры — мульды, после чего специальные машины загружают их в мартеновскую печь. Эта операция называется завалкой. Завалочные машины загружают шихту в рабочие окна, закрываемые жаростойкими крышками. После чего по специальному желобу заливается жидкая шихта — расплавленный чугун.
Завалочная машина
Управляются завалочные машины удаленно, человеку в момент завалки шихты находится рядом очень опасно.
После завалки в печи происходит плавка металла, и в результате физико-химических процессов, под действием температуры, из железа выходят примеси образуя шлак.
Рабочие время от времени берут пробы стали, что бы контролировать её химический состав. Взятие проб сопровождается эффектным дождем из раскаленных брызг.
Работа печи контролируется через специальные окошки — гляделки. Через них производят забор проб и измеряют температуру. Все вручную.
После того, как замеры показали, что сталь соответствует нужному составу и имеет необходимую температуру, происходит выдача стали в разливочном пролете с другой стороны печи.
Сначала сливается шлак в специальные ковши. После удаления шлака происходит заливка стали
После каждой плавки приходится печь обслуживать, например чистить ковши и желоба от шлака.
Ванна мартена повреждается механически при завалке шихты и разъедается шлаком. Поэтому печь периодически останавливают для ремонта и чистки.
Необходимость регулярного обслуживания, высокая трудоемкость производства, ужасная экология, это лишь малая доля недостатков мартеновских печей. Потому удивительно, что в наше время в России еще сохранился этот способ выплавки стали. Впрочем, уже долгое время мартеновские печи обеспечивали менее 10% от всего производства стали в нашей стране.
И все же, это очень волнительно осознавать, что стал свидетелем окончания эпохи. Наблюдая за плавкой, всматриваясь в языки пламени, в брызги раскаленного металла, я испытывал детский восторг с примесью ностальгии, ведь прошлого нам всегда немножко жаль.
Еще немного, и мартеновское производство окончательно станет нашим прошлым. И это хорошо, это свидетельствует о том, что наша страна не застряла в прошлом, и пусть с некоторым опозданием, но идет в будущее, туда, где нет места таким неэффективным, опасным и грязным производствам как мартеновское.
Но все равно хочется, что бы эта печь была сохранена, пусть в качестве памятника, как напоминание об ушедшей славной эпохе, и как свидетель и участник великих свершений которые были бы невозможны без мартеновских печей.
Между прочим, здесь, прямо напротив мартеновского цеха, уже есть один памятник — это бывшая водонапорная башня, выполненная по проекту инженера Владимира Григорьевича Шухова.
Думаю мартеновский цех может органично дополнить этот памятник инженерному искусству.
Мартеновский цех на Выксунском металлургическом заводе
P. S. Решение о том что станет с мартеновским цехом будет принято в 2018 году.