Живые сказки России. Участковый Тьмы
Республика в миниатюре, или Особенности одного села
«Тьма-Тьмущая» — так переводится на русский название села Татарский Дюм-Дюм, что в Елабужском районе республики. Может, когда-то наименование и отвечало действительности, но сегодня это вполне современный населённый пункт.
Выстоявшее село
Живут здесь 270 человек. По нынешним российским меркам для сельской местности — совсем неплохо. Для нормальной жизни есть всё: магазин, детский сад, школа-девятилетка, фельдшерско-акушерский пункт и даже клуб! И хотя с распадом колхоза привычный уклад жизни изменился, а молодёжь, как и везде, в поисках перспектив потянулась в города, Дюм-Дюм не последовало печальному примеру некоторых российских деревень, не кануло в небытие, выстояло.
Местные жители не растеряли себя на «исторических ухабах», вписались в резкий «поворот судьбы», приспособились к новым условиям жизни — нам ли, россиянам, привыкать? Да и куда, собственно, ехать от родовых могилок или едва ли не ставших членами семьи коровёнок, овец да коз, не считая кур, кроликов и прочей мелкой живности?
Пенсии, хоть и небольшие, платят регулярно, да и сады-огороды выручают. А ещё сразу за околицей обширные грибные леса и богатая рыбой полноводная Вятка. К тому же не так давно село газифицировали, провели в дома водопровод и протянули асфальт до райцентра, где с недавних пор открылось немало трудовых вакансий в особой экономической зоне «Алабуга». А значит, угрозы безработицы в селе на сегодня нет.
Но люди, как известно, не ангелы. Кому-то и в таких условиях привычнее бездельничать. Они-то чаще всего и доставляют хлопоты односельчанам: попивают горькую, дебоширят, бывает, приворовывают, тащат, что плохо лежит…
Машина к новоселью
Однако подобное всё же скорее исключение. Потому как сельчане знают: из кирпичного дома, где уже пятый год находятся владения старшего участкового уполномоченного полиции отдела МВД России по Елабужскому району майора полиции Вячеслава Пермякова, коллеги учаскового с острова Буяна, видно всё. Этот опорный пункт — один из почти 200 административно-жилищных комплексов, построенных по совместной программе регионального МВД и Правительства Республики Татарстан для сельских участковых.
Здание разделено на две половины: служебную и жилую. В первой, официальной, хозяин как раз вёл приём двух «учётников» — местных жителей, вернувшихся в родное село после освобождения из мест лишения свободы, которым необходимо периодически отмечаться в органах внутренних дел. Раньше им на это пришлось бы потратить минимум полдня, пока на перекладных доберёшься до райцентра, сегодня это вопрос 15 минут.
Закончив беседу, Вячеслав Александрович знакомит нас со своим хозяйством. На его участке четыре сельских поселения, включающих в себя 13 деревень. Татарский Дюм-Дюм не самое большое из них, но расположено удобно — в центре так называемого куста обслуживания, что и стало поводом сделать село резиденцией полицейского. Сам он парень деревенский, в участковых «ходит» уже 15 лет, повидал всякого и, как признаётся, раньше и не мечтал о таких более чем комфортных условиях. А в придачу получил ещё и ключи от служебной «Нивы».
Вячеслав приглашает нас в дом, знакомит с женой Олесей и полугодовалым Романом. Свадьбу они сыграли в апреле прошлого года. Супруга — дочь полицейского, к жизни в деревне привычная, белоручкой не росла, поэтому чувствует себя здесь прекрасно. В дополнение к добротной, обставленной мебелью трёхкомнатной квартире с просторной и светлой кухней есть и земельный участок, где Олеся уже успела посадить кусты смородины и саженцы яблони.
Визитная карточка — добрососедство
Участок Пермякова — модель всего Татарстана в миниатюре: многонационального и дружного. Если Дюм-Дюм — село в основном татарское, то в соседних Шурняке и Елово больше живёт кряшен и русских. А вот в Куклюке практически все жители — марийцы. Соседи существуют мирно. Когда случаются праздники: Сабантуй у татар или марийский Симык, не говоря уж про широкую Масленицу, то хоть и приходится Вячеславу повышать в эти дни бдительность, но зато какая возможность увидеть красивые костюмы участников гуляний! Или послушать голосистых певцов и певуний, а заодно отведать мастерски приготовленных блюд национальной кухни: горячих татарских беляшей — перемечей, ароматной домашней марийской колбасы — шырдан. Да и привычные блины с десятком разнообразных начинок так и просятся в рот.
Не припомнит участковый за свои долгие годы службы здесь каких-либо серьёзных происшествий. Добрососедство — визитная карточка многоукладного региона, приукрашенная местным колоритом.
Корова-воришка и пропавший автомобиль
Помимо любителей выпить, дебоширов и воришек, беспокойство доставляют Вячеславу браконьеры. Манит их река, вот они и норовят в обход установленного порядка поживиться незаконной добычей. Проблема в том, что промышляют этим чаще всего городские, и установить их сложно. Местные же побаиваются вступать в серьёзные трения с законом, знают, что спуску не будет!
Хотя случаются и иные происшествия, которые скорее можно отнести к курьёзам.
— Есть у нас один местный житель, — немного подумав, рассказывает Вячеслав, — который держит восемь голов крупного рогатого скота. Этой зимой он, видимо, не рассчитал с кормами и не нашёл ничего лучшего, как выгнать скотину в поисках пропитания на улицу…
Предоставленные сами себе коровы нашли на окраине села стог и не дали себе умереть с голода. Что, естественно, не понравилось хозяйке сена, которая обратилась к участковому. Тот составил административный протокол, беседу профилактическую провёл с незадачливым фермером.
— Или вот ещё случай был — машину угнали, — улыбается майор полиции. — Один грибник поехал на ней в лес, оставил на обочине дороги, а когда вышел на шоссе, увидел своего «железного коня» скрывающимся за поворотом.
Позвонил участковому, тот поднял на ноги ГАИ. Угон автотранспорта — дело нешуточное, такого здесь отродясь не случалось. Объявили план «Перехват», да только вскоре потерпевший обнаружил пропажу сам. Оказалось, он «немного» ошибся и вышел не там, где оставил свою машину, а затем принял чужое уезжающее авто за своё. «Бывает!» — всё, что оставалось сказать Пермякову грибнику, забывшему на радостях поблагодарить полицейских.
Делай, как я
Однако сказать, что участковый сидит без дела, нельзя. Нужно же за всем проследить, кое с кем серьёзно поговорить, если нужно, помочь чем-то землякам. Да и территория обслуживания немаленькая, а поспеть надо всюду. Когда же выпадает свободная минутка, Вячеслав посвящает её технике — любит повозиться с «железками».
Никогда не отказывается поиграть с односельчанами в школьном спортзале в волейбол. Для здоровья польза, да и где ещё в непринуждённой обстановке узнаешь, чем живут люди?
Между прочим, несколько молодых ребят с его участка тоже пошли работать в полицию. Влияние Пермякова на их выбор профессии несомненно, хотя сам он никого специально не агитировал. Но пример участкового сработал лучше, чем шумные рекламные кампании по набору сотрудников.
Когда наш визит подходил к концу, заглянули к главе администрации поселения Рафаэлю Бадрутдинову. Он, как и Вячеслав, давно в этой должности, так что работают они рука об руку много лет.
— Как вам наше село? — интересуется он у нас и, не дослушав, сетует: — Эх, если бы лет на 30 раньше сделали всё, что есть у нас сейчас, то и народ бы, глядишь, не разъехался! Ведь в своё время в Дюм-Дюме больше тысячи человек проживали.
Так что пугаться, оказавшись в Тьме-Тьмущей, вовсе не следует. Тем более с таким участковым! Да и жизнь здесь, как мы поняли, налаживается.
Роман ИЛЮЩЕНКО
Фото Антона ПОЛЫНОВА
Москва — Республика Татарстан