Рыбное место. Количество фальсификата в продукте Замороженное филе трески упало вдвое
В рамках повторного веерного исследования Роскачества были изучены 23 образца наиболее популярного на российском рынке замороженного филе трески (в упаковке) по 21 параметру качества и безопасности. Стоимость продукции составила от 162 до 1557 рублей за единицу товара. К сожалению, в исследовании не участвовала продукция «на развес»: производителя таких товаров очень сложно идентифицировать.
Вся исследованная продукция имела российское происхождение: в веере представлены образцы производства Республики Карелия, Архангельской, Калужской, Московской, Мурманской, Рязанской и Смоленской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
В ходе повторного исследования товарами повышенного качества были признаны образцы под торговыми марками AGAMA, Atlantika, Flipper, «Бухта изобилия», «Бухта изобилия» (филе, замороженное блоками, порционно), «Магуро», «ИП Тафтин», «Рыбный год» и «Штурман КФ». По результатам лабораторных испытаний выяснилось, что доля товаров с нарушениями снизилась более чем вдвое. Были обнаружены и другие положительные аспекты. Подробности – ниже.
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
Стандарт Российской системы качества для филе трески мороженого в сравнении с действующим ГОСТом установил требования к определению видовой принадлежности (для контроля подмены одного вида рыбы другим) и более строгие требования к свежести рыбы. Требуемый уровень локализации продукции для присуждения Знака качества составляет не менее 98 %.
Первое исследование филе трески Роскачество провело в 2016 году. Тогда результаты исследования разделили 16 испытанных товаров на две категории: «Товары повышенного качества» и «Товары с нарушениями» в соотношении 6 к 10. Среди нарушений главным была подмена атлантической трески другим видом рыбы (более дешевым минтаем или пикшей): такая фальсификация обнаружила себя в 37 % исследованных образцов.
В течение года Роскачество проводило масштабную работу с отраслевым сообществом, торговыми сетями, государственными органами и, конечно, весь год информировало потребителя о текущей ситуации. Эта работа вместе с неоднозначным итогом первого исследования подвигнула Роскачество к повторному исследованию: а изменилось ли что-то за год?
– Несмотря на три вопиющих факта подмены вида рыбы, выявленных в новом исследовании Роскачества, в целом мы довольны явной положительной динамикой, которая прослеживается в качестве и безопасности филе трески, – резюмирует исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. – Очень приятно увидеть, что компания, оказавшаяся в аутсайдерах по результатам прошлогоднего исследования, в этом году номинируется на Знак качества. Это свидетельствует о правильной мотивации, применяемой к участникам рынка Роскачеством.
– Полученный нами в 2016 году государственный Знак качества – это дополнительная рекомендация потребителям выбирать именно нашу продукцию, причем рекомендация от очень авторитетного источника, – сообщила директор по маркетингу ТМ AGAMA Ольга Деева. – Продажи продукции со Знаком демонстрируют положительную динамику. Замер проводился нами в торговой сети Metro в течение месяца: продажи продукции со Знаком качества выросли в 2 раза.
Большинство исследованных в 2017 году товаров – те же, что подверглись испытаниям в 2016 году. Также в список товаров было включено 11 образцов, не испытанных ранее. А вот товары четырех торговых марок из веера 2016 года на прилавках магазинов найти не удалось. Это товары с нарушениями ARSFISH, «ИП Землянский» и «Серебро морей», а также высококачественный FROZEN at sea.