Гнезда либерализма. Российские вузы превратились в фабрики кадров для оппозиции
Вузы превратились в кузницу кадров для оппозиции — мнение
Журналист Андрей Медведев рассуждает о проблеме высшего образования в России.
«А мне кажется, это вообще уже давно не секрет, что наши университеты и институты превратились в этакую кузницу кадров. Не для майдана, конечно (во всяком случае пока), но для перманентной либеральной фронды.
Я постоянно вижу выпускников ВШЭ, РГГУ, МГУ, они на практику приходят к нам, или я порой выступаю перед ними. Так вот очень многие из них — совершенно идейные противники государства, искренне не ценят страну, сторонники каких-то диких ультралиберальных идей. Смеси примитивного фридманизма, анархизма, и совершенно поверхностных, а то и мифологических, представлений о политике и устройстве политических систем. В этих мифах есть справедливое западное общество и ужасное хтоническое общество российское. И такой же жуткий народ.
Не сказать, что они глупые. Но они чудовищно не глубокие. Они вроде хотят поменять как-то Россию к лучшему, но не понимают самых простых вещей, совершенно не знают исторический опыт страны.
Однако же то, что на митинги оппозиции ходит так много молодёжи, студенчества — это, безусловно, явное свидетельство (тут я выражусь очень мягко, потому что матом не ругаюсь) очень серьёзных недоработок в молодежной политике. А то и ее полного отсутствия. И отражение проблем высшей школы.
Это все очень похоже на состояние университетской среды в Российской империи в конце 19 — начале 20 века. Тогда народоволец и террорист Кравчинский с удовлетворением писал, что студенты — это топливо революции. «Безграничная, всеобщая симпатия к революции — это нечто почти неотделимое от самого понятия о русских студентах».
Раскаявшийся народоволец и террорист Тихомиров призывал студентов не лезть в эти глупые взрослые игры в политику.
«Студенческое вмешательство в политику дает наиболее вредные последствия в форме разных демонстраций, когда чуть не в 24 часа из-за грошового протеста против какого-нибудь пустячного „притеснения“ погибает для будущего несколько сотен молодых, незаменимых сил. „Лучше что-нибудь, чем ничего, — повторяют подстрекатели, — лишь бы не спячка“. И такое рассуждение, к сожалению, действует и продолжает в зародыше истреблять русскую цивилизацию»!
Разумный Аксаков писал почти то же самое, и пояснял, что «вы — молодое поколение России, вы ее цвет, ее надежды, вы — будущие граждане, будущие деятели на всех ее поприщах, вы должны приобретать знание и развивать мышление, чтобы вести Россию по дальнейшему пути истинного прогресса».
А над всем этим парил Победоносцев, который решение проблем видел в ограничении образования и вообще удушении свобод.
У нас сейчас одни тащат студентов на митинги, другие говорят об этом, как о проблеме. К счастью, Победоносцева нет, даже коллективного, но и внятного подхода не заметно. Мне, во всяком случае.
И внутри высшей школы, похоже, нет понимания проблемы. Надеюсь, что где-то все же это понимание есть, кто-то знает, как выстроить работу с молодежью.
Потому что если нет, и если решение не найти, то нахлебаемся. Историю достаточно посмотреть».