Принципы и характер работы Служб собственной безопасности полиции разных стран
Как отделяют зёрна от плевел на полицейской ниве
МВД России сотрудничает с компетентными органами 80 стран, в том числе и в сфере обеспечения собственной безопасности полицейских ведомств. Подходы к осуществлению этой деятельности в разных странах имеют как общие, так и отличительные особенности. Изучение и использование международного опыта увеличит эффективность совместной работы полицейских.
Структура
Обособленные подразделения собственной безопасности в структуре компетентных органов иностранных государств сформировались в конце 1990-х — начале 2000-х годов.
В Китае собственную безопасность полиции обеспечивает Комиссия по проверке дисциплины Министерства общественной безопасности КНР. Организация создана в 1992 году и является высшим партийным органом министерства.
Во Франции Центральная служба предотвращения коррупции при Министерстве юстиции основана в 1993 году. В 2004 году образована Центральная бригада по борьбе с коррупцией, которая входит в состав Национальной дивизии по борьбе с коррупцией и финансовыми преступлениями. Дивизия является структурным подразделением Управления уголовной полиции.
Служба безопасности полиции Норвегии — спецподразделение по полицейским делам — создана в 2005 году.
Органы собственной безопасности непосредственно подчиняются руководителю полицейского ведомства (Республика Корея, Канада), напрямую подчиняются правоохранительному ведомству, в составе которого находится полиция (Норвегия, Франция), либо находятся в параллельном подчинении правоохранительного ведомства и контрольных органов (Китай). В некоторых государствах, например, в Норвегии, деятельность органов безопасности регламентируется парламентом страны.
Центральная служба предотвращения коррупции при Министерстве юстиции Франции имеет свой бюджет, выделяемый государством. Руководитель службы назначается президентом страны. Независимое бюджетное финансирование подобных структур предусмотрено и в других странах.
Численность подразделений собственной безопасности зависит от размера штата полицейского ведомства и варьируется от нескольких десятков (Норвегия) до нескольких сотен (Япония, Франция) и тысяч сотрудников (Китай, Республика Корея).
Основные задачи
Органы собственной безопасности всех стран:
- — раскрывают преступления, совершаемые должностными лицами полицейского ведомства;
- — проверяют использование финансов и средств, выделяемых из бюджета на нужды полиции;
- — рассматривают жалобы и заявления граждан;
- — анализируют меры противодействия противоправной деятельности должностных лиц системы полицейского ведомства;
- — упреждают противоправную деятельность должностных лиц полиции.
В некоторых странах список дополнен такими задачами, как соблюдение дисциплины сотрудниками, выполнение требований уставов и этических норм, проведение первичных служебных проверок по фактам нарушений законности, не содержащим признаки составов преступлений (Китай).
В то же время в отдельных государствах обязанности службы собственной безопасности имеют отличительные особенности. В Норвегии, например, сотрудники подобного подразделения борются с терроризмом, незаконным распространением оружия, экстремизмом, разворачивают контрразведывательную деятельность, разрабатывают алгоритм действий в особой обстановке и организуют специфические мероприятия по контролю за персоналом.
А Управление по этике, подчинённое комиссару полиции Канады, оказывает психологическое сопровождение служебной деятельности подразделений полиции, формирует этические основы поведения сотрудников, отслеживает и анализирует случаи отклонения от нормы; занимается нравственным воспитанием и специальным обучением личного состава; разрабатывает антикоррупционные методики.
Борьба с коррупцией
В зависимости от развития криминогенной ситуации в конкретном государстве и уровня коррупциногенности в органах полиции существует два подхода в борьбе с этим видом преступления: императивный и либеральный.
Первый применяется в странах, определивших борьбу с коррупцией одним из приоритетов (Китай, Корея, Франция). Антикоррупционные меры выявляют и пресекают любые факты коррупционных проявлений и постоянно ужесточают ответственность.
Увольнение по негативным мотивам лишает сотрудника полиции и членов его семьи дополнительных социальных льгот:
- — права на получение полицейской пенсии;
- — возможности поступления на учёбу в престижные образовательные учреждения полиции.
В случае признания судом полицейского виновным в совершении должностных преступлений в качестве дополнительной меры наказания широко применяется конфискация личного имущества, приобретённого в период прохождения службы в полиции.
Либеральный подход отмечается в государствах с незначительным распространением коррупционных проявлений среди полицейских (Япония, Норвегия, Канада). В отношении правонарушителей применяют профилактические меры и административные наказания.
Согласно статистике Службы безопасности полиции Норвегии, за восемь лет существования службы по итогам расследований сотрудники полиции и прокуратуры отстранены от исполнения обязанностей только 20 раз.
В полиции Канады предпочитают коррупцию предупреждать, а сотрудника исправлять. Поэтому увольнение здесь применяется крайне редко. Зато используются дисциплинарные санкции: понижение в должности, снижение размера оплаты, выговор, перевод на менее престижное место службы.
В профилактических целях планируется внедрить специализированную систему раннего антикоррупционного вмешательства. Новшество позволит определять предрасположенность конкретных сотрудников к совершению должностных преступлений, своевременно и компетентно влиять на негативный процесс, оказывая моральную помощь потенциальным правонарушителям.
Индикаторы, отражающие психофизиологическое состояние, позволят отслеживать динамику поведения полицейских в течение всей карьеры. Система отображает наличие жалоб на сотрудников, информацию о совершённых дисциплинарных проступках, нарушениях Правил дорожного движения, результаты работы, уровень благосостояния. Уже действует пилотный проект такой программы под названием «Санкция».
Право на ОРМ
Важным элементом деятельности является возможность проведения оперативно-разыскных мероприятий. Полномочиями по их проведению наделены подразделения собственной безопасности правоохранительных органов не во всех государствах.
В таких странах, как Вьетнам, Корея, США, подразделения собственной безопасности имеют право самостоятельного проведения оперативно-разыскных мероприятий. Комплекс ОРМ, проводимых полицейскими Кореи, аналогичен ОРМ, применяемым в Российской Федерации в рамках Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Материалы, полученные в ходе ОРМ, являются полноценными доказательствами в уголовном процессе.
Подразделения собственной безопасности Министерства общественной безопасности Вьетнама осуществляют оперативную работу во всех органах государственной власти.
Напротив, подразделения собственной безопасности Канады и Японии не наделены полномочиями по проведению ОРМ, но при необходимости эти мероприятия проводят оперативные подразделения территориальных органов полиции.
Профилактика
В системе обеспечения собственной безопасности полиции Канады главная роль отведена профилактике правонарушений, особенно на ранней стадии профессиональной деятельности сотрудников.
Претендента на полицейскую должность подвергают тщательной проверке, собирая информацию о нём с 12-летнего возраста: контакты по месту бывшего и настоящего проживания, работы или службы.
На протяжении всего срока службы сотрудников обучают вырабатывать поведение, которое исключает возможность вступления в коррупционные связи, совершения проступков, связанных с нарушениями законности.
Руководство Корейской Национальной Полиции признаёт эффективность таких профилактических мер, как:
- — формирование «группы риска» и мониторинг в течение полугода или года поведения сотрудников, вызывающих сомнения в профессиональной честности;
- — получение от сотрудников деклараций о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а при необходимости и сведений о расходах за определённый период;
- — периодическое психофизиологическое тестирование сотрудников, действующих в наиболее коррупционных сферах: проституция, игорный бизнес, наркотрафик;
- — обязательное письменное информирование сотрудником полиции своего начальника и службы собственной безопасности о фактах неслужебных отношений с лицами, причастными к противоправной деятельности и антиобщественным действиям;
- — обязательная ротация сотрудников полиции, занимающих руководящие должности.
Отбор кадров
В полицейских ведомствах иностранных государств существует институт согласования кандидатов, принимаемых на службу и рассматриваемых к назначению на руководящие должности.
Комиссия по проверке дисциплины Министерства общественной безопасности КНР уполномочена запретить назначение на должность в полицию при наличии информации компрометирующего характера. Сведения в отношении сотрудников полиции аккумулируются в собственном банке данных, где учитываются не только данные о совершённых ими правонарушениях, но и оперативно значимая информация.
Однако есть исключения. В Корейской Национальной Полиции процедура согласования кандидатов отсутствует.
В практике подразделений собственной безопасности полицейских ведомств иностранных государств применяются специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфа. Техническое средство используют при приёме на службу в органы полиции, при назначении на руководящие должности, а также в отношении сотрудников, уличённых в коррупции и других правонарушениях.
В Канаде кандидаты на полицейские должности обязательно проходят исследование на полиграфе. Это позволяет установить соответствие мотивации потенциального сотрудника требованиям, предъявляемым государством. Каждые пять лет офицеры подвергаются дополнительным проверкам на полиграфе. Такие же процедуры предусмотрены при продвижении по службе.
А в Министерстве общественной безопасности КНР детектор лжи не используют. Однако, как и в МВД России, в Китае существуют жёсткие критерии к лицам, подбираемым на службу в подразделения надзора и контроля.
Чтобы повысить престиж службы безопасности, полицейские ведомства наделяют сотрудников данных подразделений особым правовым статусом. В Главном управлении внутреннего аудита Корейской Национальной Полиции по истечении трёхлетнего срока службы в подразделении сотруднику предоставляется право выбора руководящей должности и региона для дальнейшей профессиональной деятельности. Это обстоятельство, по мнению корейских коллег, способствует интересу к службе собственной безопасности среди сотрудников полиции.
Жалобы
Процедура рассмотрения обращений граждан в правоохранительные органы каждой страны имеет свои особенности.
В Главном управлении внутреннего аудита и инспекции Корейской Национальной Полиции заявления граждан в отношении должностных лиц полиции рассматривают и принимают меры либо направляют руководителям указанного в жалобе должностного лица. Рассмотреть заявление и дать ответ органы полиции обязаны в течение 60 суток.
Специальная инспекция Главного управления полиции Японии рассматривает обращения и направляет ответы заявителю и в Комитет общественной безопасности, который контролирует полицию. На анонимки не отвечают, однако принимают их к сведению и используют как информацию.
В Службу безопасности полиции Норвегии заявления поступают из самого ведомства по электронной почте или подаются гражданами лично. Сроки рассмотрения обращений не регламентированы и составляют в среднем от 166 до 214 дней. Есть случаи, когда жалобы рассматривают год. 40 % заявлений и обращений не находят подтверждения. На заявления граждан, в которых содержатся неподтверждённая информация или клевета, обратной реакции не предусмотрено. После расследования заявителю направляют письменный ответ.
Общественное мнение
В 2000-х годах компетентные органы создали системы мониторинга общественного мнения в Интернете. На официальных полицейских сайтах можно написать электронное письмо в адрес службы собственной безопасности. Такая практика даёт положительные результаты.
Через Интернет в адрес Главного управления внутреннего аудита и инспекции Корейской Национальной Полиции ежемесячно поступает 30-40 обращений. Письмо напрямую попадает в службу собственной безопасности. Другие подразделения не имеют права перлюстрации обращений по тематике Главного управления.
Для повышения доверия населения к правоохранительным органам в некоторых странах публикуются отчёты о деятельности подразделений собственной безопасности. В Японии полицейские отчитываются дважды в год.
Донос
О современной системе отношений между обществом и властью свидетельствует распространённая практика доносительства как среди граждан, так и сотрудников правоохранительных органов. Благодаря доносам раскрывают многие преступления и предотвращают большинство правонарушений.
Наталья САВЕЛЬЕВА,
заместитель начальника Информационно-аналитического управления ГУСБ МВД России,
полковник полиции
Наша справка
- — В Республике Корея сотрудника, уволенного со службы за коррупцию, лишают возможности поступить на госслужбу, а также ограничивают его право быть избранным в органы представительной власти.
- — В Китае создана система поощрений граждан, способствующих выявлению фактов коррупции, в том числе среди полицейских. Величина денежных вознаграждений пропорциональна стоимости имущества, конфискуемого у коррупционеров.
- — Чтобы граждане не злоупотребляли жалобами, в Корее предусмотрен штраф 10-15 долларов США за неоднократность обращений. Назойливого заявителя штрафуют, если он не сообщает новой информации. Мера позволила сократить поток беспредметных жалоб на 10%.
- — Министерство общественной безопасности КНР публикует в СМИ и Интернете информацию о предстоящем назначении того или иного сотрудника на руководящую должность. Граждане либо сотрудники полиции в двухнедельный срок могут обратиться в Департамент контроля с официальным заявлением о наличии сведений, порочащих кандидата.
27.07.2017