Особенности эксплуатации канатных строп
Канатные стропы используют для подъема и перемещения грузов. Приспособления имеют отличные эксплуатационные характеристики, поэтому пользуются большим спросом. Чтобы стропы служили дольше и исправно выполняли свои функции, необходимо знать особенности их эксплуатации. О них мы поговорим в этой статье.
Конструкция канатных строп
Канатный строп – это один или несколько стальных канатов, соединенных при помощи специальных комплектующих. Сам канат состоит из сердечника, на который накручивается несколько слоев стальной проволоки. Конец каждого троса замыкается в петлю. Петля фиксируется при помощи стальной втулки или методом заплетки. Несколько ветвей стропа соединяются вверху на стальном звене. Свободные концы оснащаются крюками для захвата груза.
Производятся канатные стропы в соответствии с требованиями ГОСТ 25573-82. Каждое изделие оснащается биркой, на которой указывается грузоподъемность, знак производителя, дата проведения испытаний. Если строп многоветвевой, бирка должна быть на каждом из канатов.
По конструкции канатные стропы делятся на несколько видов. Если изделие состоит из одной канатной ветви с петлями на концах, оно маркируется как ВК. Ветвевые стропы состоят из одного, двух или четырех канатов, оснащенных крюками. Маркируются, соответственно, 1СК, 2СК и 4СК. Цифра указывает на количество ветвей.
Аббревиатурой СКП обозначается петлевой канатный строп. Эти изделия используются для оборачивания груза. Кольцевые стропы (СКК) применяют для захвата грузов.
Грузоподъемность канатных строп варьируется от 630 кг до 20 тонн. Длина каната может быть от 1 до 50 м по желанию заказчика, диаметр тросов – до 90 мм.
Правильная эксплуатация канатных строп: что следует знать?
Согласно действующим правилам, канаты, из которых состоят стропы, должны быть сертифицированы. Тросы, не имеющие документа, который подтверждает их качество, должны пройти испытания, соответствующие требованиям ГОСТ 3241-91. Эксплуатация грузоподъемных приспособлений, которым не удалось пройти испытания, запрещена.
При использовании канатных строп следует выполнять такие требования:
- если приспособления изготовлены из тросов с сердечником из органического материала, они могут использоваться для перемещения грузов, температура которых не превышает 100 градусов;
- тросы со стальным сердечником могут применяться для работы с грузами, имеющими температуру до 150 градусов;
- при температуре от 250 до 400 градусов фактическую грузоподъемность строп нужно снизить на 25%;
- перемещение грузов, температура которых превышает 400 градусов, запрещено.
Раз в пять или десять дней стропы нужно осматривать. При обнаружении следов износа (оборванных прядей, поврежденного сердечника, трещин на крюках, вмятин и т.д.) приспособление подлежит отбраковке. Если стропы подлежат ремонту, после его окончания должно проводиться техническое освидетельствование грузоподъемных приспособлений. При этом они подвергаются внешнему осмотру и испытаниям с использованием нагрузки, которая превышает фактическую грузоподъемность в 1,25 раза.