Как оформить возврат товара по онлайн-кассе
При работе с онлайн-кассой не исключены ошибки и нештатные ситуации. Чтобы иметь возможность быстро все исправить и не допустить наложения штрафа, персонал должен точно знать порядок действий при оформлении возврата или сбое ККТ.
Сроки и условия возврата товара
Покупатель вправе вернуть некачественный товар продавцу. При этом законом установлены четкие периоды времени, в течение которых это можно сделать:
- До завершения срока годности либо гарантии производителя или продавца.
- В течение периода, предусмотренного законом или договором. Если он не установлен, возврат возможен в течение разумного периода времени, но максимум 2 лет.
При этом право клиента на возврат средств, уплаченных за некачественную покупку, сохраняется даже при отсутствии кассового чека.
Вернуть товар надлежащего качества можно в течение 2 недель, отсчет которых начинается со следующего после оплаты дня. Продавец должен принять вещь обратно, если:
- она не была в употреблении;
- сохранила товарный вид и потребительские свойства;
- не нарушены пломбы и ярлычки.
Возврат осуществляется при наличии чека об оплате. Если его нет, покупатель вправе сослаться на свидетельские показания.
Процедура оформления возврата по онлайн-кассе
Для оформления возврата продавец должен попросить покупателя написать заявление. Составить его можно в свободной форме, но важно указать следующие сведения:
- ФИО;
- паспортные данные;
- причину возврата;
- стоимость покупки;
- дату и подпись.
Продавец может создать свой бланк заявления – это ускорит и упростит оформление документов.
Следующий шаг – формирование накладной на возврат. Понадобится 2 экземпляра – один остается у продавца, второй отдается покупателю.
Затем операция пробивается на онлайн-кассе. В чеке возврата указываются все обязательные реквизиты обычного чека, включая наименование товара, его количество, сумму покупки. Однако признак расчета изменяется на «возврат прихода».
Аналогичный документ оформляется, если кассир пробивает сумму, превышающую стоимость покупки, и сразу это замечает. Следует пробить чек с признаком расчета «возврат прихода» на всю ошибочно отбитую сумму, а потом повторно выбить чек, уже с исправленной суммой, и отдать его покупателю.
Оригиналы документов необходимо хранить вместе с кассовым отчетом, поскольку они могут понадобиться ФНС при проверке.
Пример оформления чека на возврат
Если кассир отбивает чек на 550 руб., а клиент выбрал вещь стоимостью 500 руб., тогда выбивается чек возврата прихода на 550 руб. и новый на 500 руб. Затем кассир пишет служебную записку с объяснением, прикладывая к ней 2 чека – ошибочно выданный (в примере – на 550 руб.) и на возврат (тоже на 550 руб.).
Если покупатель берет товар на 80 руб., а кассир отбивает 800 руб. и замечает это после ухода клиента, тоже нужно оформлять возврат прихода. Кассир опять же выбивает чек на разницу между правильной и неправильной суммами (в примере – 710 руб.) и пишет служебную записку.
Действия при ошибке или техническом сбое
Возможна ситуация, когда в кассе оказывается денег больше, чем указано в кассовом отчете. Так случается, когда кассир выбивает чек на меньшую сумму – к примеру, на 80 руб. вместо 800 руб., при этом ошибку не замечают ни он, ни клиент. В данном случае нужно оформлять чек коррекции по онлайн-кассе.
Излишки выявляются и при техническом сбое, когда касса выдает ошибку. Как действовать в таких ситуациях, разъяснил Минфин в Письме № ЕД-4-20/25867 от 20.12.2017 г. Рекомендуется продолжать работать, отпуская товар. Позже, после создания отчета об открытии смены, но до закрытия, нужно выбить на уже исправной онлайн-кассе чек коррекции на сумму разницы. В нем не нужно указывать наименование, количество, стоимость товара. Достаточно выбить общую сумму корректировки.
Важно также понимать, чем отличаются чеки возврата прихода/расхода и коррекции. Первый выбивается для изменения уже отбитой суммы, второй – если суммы не были пробиты. По чеку возврата прихода итоговая пробитая по кассе сумма уменьшается, по чеку коррекции – наоборот, увеличивается.
При сбое из-за недоработок производителя компания не будет оштрафована за неприменение онлайн-касс, поскольку в данном случае нет вины владельца оборудования. Однако при любой технической проблеме или ошибке сотрудников следует взять с кассира объяснительную, приложить к ней чек коррекции и уведомить о произошедшем ФНС через личный кабинет на сайте ведомства. Причем действовать нужно оперативно. Если покупатель, не получив чек или получив его на неправильную сумму, первым заявит о нарушении, организации будет грозить штраф.