Китайский магнат заинтересовался приобретением украинского производителя авиадвигателей
У долгой борьбы загадочного китайского бизнесмена Ван Цзина за взятие под свой контроль ведущего восточно-европейского производителя авиационных двигателей, наконец, появились надежды на прорыв.
Ван известен во всем мире тем, что в 2013 году получил от правительства Никарагуа право на разработку проекта канала стоимостью 50 млрд. USD долларов на территории этой центральноамериканской страны, который должен был даже конкурировать с Панамским каналом.
Однако, дальше этого проект не продвинулся. Тем временем, Ван обратил свой взор на небеса, пытаясь приобрести ряд аэрокосмических предприятий в Украине в том числе и КБ Южное https://yuzhnoye.com.ua/kbu-history, так же рассматривал варианты в Великобритании и Израиле. В Украине, он нацелился на покупку компании «Мотор Сич», которая долгое время являлась ведущим производителем двигателей для коммерческих и военных самолетов и вертолетов на территории бывшего Советского Союза.
Украинские регуляторы, лоббируемые официальными лицами США, обеспокоенными планами Вана и военными амбициями Китая, придержали одобрение его первоначальной заявки в 2017 году и новой попытки в 2019 году совместно с государственным оборонным конгломератом «Укроборонпром». На этот же раз, Ван вступил в союз с влиятельным украинским магнатом Александром Ярославским, который добивается мобилизации общественного мнения в поддержку сделки.
Поддержка со стороны бизнес-группы «ДиСиЭйч», принадлежащей Ярославскому, осуществляется на фоне продолжающейся борьбы компании «Мотор Сич» с потерей продаж в Россию, которая традиционно являлась ее основным рынком сбыта до 2014 года, когда Крым вошел в состав России.
«Здесь, либо украинское правительство спасет компанию «Мотор Сич», но при этом рискует разозлить американцев (если одобрит покупку Вана), либо откажется (под давлением США) спасать производителя, и тогда рано или поздно «Мотор Сич» просто прекратит свое существование», — говорят аналитики киевского инвестиционного банка «Конкорд-Капитал».
Однако, они не учли, что Украина нуждается в продукции компании «Мотор Сич», если желает поддерживать свою военную мощь в условиях продолжающейся конфронтации с Россией, а также статус производителя как работодателя для почти 20 000 человек рабочей силы. Между тем, за первые 2 квартала 2020 года выручка украинской фирмы составила около 170 млн. USD по сравнению с выручкой на сумму 1.05 млрд. USD в 2013 году. Кроме того, за I полугодие этого года она получила прибыль в размере 592.8 млн. гривен.
«Сейчас, предприятие фактически не кому не принадлежит, его производственные показатели неуклонно ухудшаются, в отношении него необходимо предпринять срочные антикризисные меры, чтобы не допустить его окончательного банкротства», — говорил Ярославский в августе-месяце.
«Бизнес-группа «ДиСиЭйч» готова использовать свой опыт и знания для того, чтобы компания «Мотор Сич» продолжала развиваться и работать на благо Украины», — сказал он. «Наши партнеры— это частные китайские инвесторы, которые вложили средства в частное украинское предприятие, намереваясь его модернизировать».
В то время, как Ван претендует заполучить контроль над «Мотор Сич» как частный бизнесмен, Пекин стремится модернизировать производственные мощности Китая по выпуску двигателей с целью поддержки своих амбиций в области производства военных и коммерческих самолетов мирового класса, а также ракет.
«Таким образом, технологии «Мотор Сич» будут «полезны» для Китая», — говорит Дуглас Барри, старший научный сотрудник военной и аэрокосмической кафедры в лондонском Международном институте стратегических исследований.
«Проблемы, связанные с разработкой высокотехнологичного турбореактивного двухконтурного двигателя, являются весьма значительными, поэтому лишь небольшое число стран... имеет национальный потенциал, сформированный в течение последних 6 десятилетий или около того», — сказал он.
Первоначально, в 2017 году Ван через свою компанию «Бейджин Скайризон Авиэйшен» сделал предложение купить «Мотор Сич» за 250 млн. USD. Однако, с тех пор он также привлек к конкурсным торгам и фирму «Бейджин Синьвэй Технолоджи», являющуюся предприятием, акции которого котируются на Шанхайской бирже, и которое Цзин контролирует.
«Синьвэй» был движителем для Вана после неудачного приобретения им за 285 млн. USD израильского спутникового оператора «Спэйс Коммьюникейшенс», от которого ему пришло отказаться после аварии при запуске одного из космических аппаратов, а также покупки за сумму, превышающую 1 млрд. USD, британской инжиниринговой компании «Донкастерс Груп» у эмиратских инвесторов, которая также не увенчалась успехом из-за возражений со стороны Совета Безопасности США.
Шанхайская фондовая биржа приостановила проведение листинга компании «Бейджин Синьвэй Технолоджи» в мае-месяце после того, как эта фирма, вот, уже 3-ий год подряд несет чистые убытки из-за существенного снижения объема выручки. В этом же месяце, предприятие сообщило, что акции Цзина были заморожены в судебном порядке в связи с гарантированной им задолженности компании.
Последний раз акции этой фирмы торговались по цене 1.39 юаня, что ниже максимальной их стоимости в 64.31 юаня в 2015 году, когда «Синьвэй» еще входила в основной индекс крупнейших компаний Шанхая SSE50.
В 2018 году, украинская служба безопасности провела обыски в офисе компании «Мотор Сич» ввиду опасений, что Ван уже мог получить контрольный пакет акций предприятия, скупив ценные бумаги фирмы через различные офшоры, и теперь собирается выкрасть технологии в Китай.
С тех пор, торговля акциями компании «Мотор Сич», рыночная капитализация которой составляла около 500 млн. USD, была приостановлена, а доля фирмы «Скайризон» была официально заморожена. Согласно местному законодательству, для приобретения долей размером в не менее, чем 25% требуется одобрение украинского Антимонопольного комитета.
При обновлении заявки на приобретение компании «Мотор Сич» в августе 2019 года, Ван сказал, что предприятие «Укроборонпром» получит 25% акций производителя двигателей, в то время как фирмы «Скайризон» и «Синьвэй» вложат 100 млн. USD в украинское авиастроение, наиболее известное благодаря продукции компании «Антонов». В процессе, «Синьвэй» поглотит «Скайризон», однако, и это предложение не получило поддержки со стороны регулирующих органов.
Последняя же заявка Цзина, поданная в прошлом месяце совместно с бизнес-группой «ДиСиЭйч», вероятно, имеет более высокие шансы на то, чтобы быть одобренной.
Ярославский — один из самых богатых людей в Украине, который оказался гораздо искушеннее большинства своих старших коллег в том, что все это время пользовался благосклонностью властей, и даже после неоднократных драматических политических перемен. Так, в марте-месяце Зеленский публично поблагодарил Ярославского за то, что тот оказал помощь с доставкой комплектов для анализа на COVID-19 из Китая.
Сама же бизнес-группа «ДиСиЭйч» ведет деятельность в различных отраслях: от горнодобывающей промышленности до производства тракторов и строительства, а также занимается гостиничным бизнесом и управляет харьковским международным аэропортом, что в северо-восточной части Украины.
Аналитики киевского инвестиционного банка «Конкорд-Капитал» говорят, что финансовая устойчивость «ДиСиЭйч» и документально подтвержденный опыт Ярославского в устранении неудач неблагополучных предприятий дают этой последней заявке "очень хорошие шансы" на успех.
Тем временем, Вашингтон по-прежнему обеспокоен возможностью заключения этой сделки, хотя и переговоры с американскими дипломатами о привлечении частных американских инвесторов пока не принесли для компании "Мотор Сич" никаких результатов.
После звонка Зеленского 26 августа, Помпео выступил с заявлением, в котором выразил озабоченность США по поводу враждебных инвестиций КНР в Украину, имея ввиду «Мотор Сич».
Кроме того, Алексей Кущ, экономист из киевского центра финансовых исследований «Институт Гроуфорда», считает, что новое предложение Вана является весьма своевременным.
«Выборами в США создается очень узкое окно для реализации этой сделки, поскольку внимание администрации Трампа к Украине ослаблено», — сказал он. «Компания «Мотор Сич» не будет являться приоритетом для Трампа или Байдена в ближайшие несколько месяцев».
Цзин и Ярославский усиливают давление на регуляторов, требуя от них действий. В своем заявлении в прошлом месяце бизнес-группа «ДиСиЭйч» заявила, что, по закону, украинский Антимонопольный комитет должен вынести решение по заявке в течение 135 дней и «не имеет законных оснований» отказывать в ее одобрении, поскольку сделка не повлияет на конкуренцию в Украине.
«В противном случае возможна подача многомиллионных исков китайской стороной в международные суды. Кроме того, возможно и существенное охлаждении двусторонних отношений с Китаем как ключевым торговым партнером Украины», — предупреждает Ярославский.
Ссылаясь на бюрократизм в Украине, он сообщил, что от имени бизнес-группы «ДиСиЭйч» и китайских партнеров компании просит президента страны вмешаться в эту ситуацию.
Тем временем, компания «Бейджин Скайризон Авиэйшен» в этом месяце подала уведомление, в соответствии с инвестиционным договором Китая с Украиной от 1992 года, с целью открыть арбитражное разбирательство по поводу незаконной экспроприации своих инвестиций в предприятие «Мотор Сич».
Между тем фирмы «Бейджин Скайризон Авиэйшен» и «Бейджин Синьвэй Технолоджи» отказались давать комментарии.