Генеральная прокуратура проводит проверки в сфере тарифообразования на коммунальные услуги
В Сибири проанализировано исполнение законодательства в сфере тарифообразования на коммунальные ресурсы
Обобщение состояния законности в сфере тарифообразования на коммунальные ресурсы свидетельствует о распространенности в Сибирском федеральном округе нарушений в данной области, допускаемых как ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО), так и органами тарифного регулирования.
В 2019 г. прокурорами в органы регулирования внесено свыше 60 актов реагирования в связи с необоснованным включением коммунальными организациями в состав необходимой валовой выручки (далее – НВВ) экономически необоснованных доходов и расходования средств на цели, не связанные с производством и реализацией коммунальных услуг, на сумму более 1,7 млрд. руб.
В большинстве своем требования прокуроров учтены при утверждении и корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые потребителям, на очередной финансовый год.
Ненадлежащая оценка органами регулирования деятельности РСО по формированию тарифных предложений, отсутствие глубокого и всестороннего анализа экономической обоснованности расходов и доходов таких компаний, в том числе при корректировке их выручки, бездействие и формальное исполнение указанными органами обязанностей по контролю и надзору приводят к незаконному завышению для этих организаций НВВ и неоправданному росту тарифов на коммунальные ресурсы, возложению на потребителей излишних финансовых расходов.
Так, проверкой тарифов на передачу электроэнергии для потребителей двух крупнейших сетевых организаций Республики Хакасия – ПАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго» и МУП г. Абакана «Абаканские электрические сети» выявлено, что в нарушение требований экспертные заключения республиканского органа тарифного регулирования не содержали анализа расходов и их распределения по видам деятельности, в том числе нерегулируемым.
В материалах тарифного дела МУП «Абаканские электрические сети» на долгосрочный период 2015-2019 гг. отсутствовали документы, подтверждающие обоснованность планируемых расходов по капремонту, общий размер которых в НВВ превысил 100 млн. руб.
По представлению прокурора органом регулирования приняты меры к устранению нарушений, снижена НВВ указанных организаций на общую сумму 747 млн. руб.
По инициативе органов прокуратуры Томской области региональным департаментом тарифного регулирования при корректировке тарифов на 2019 год из необходимой валовой выручки ряда организаций исключены неправомерно учтенные в 2017-2018 гг. при формировании тарифов расходы на сумму около 275 млн. руб.
Например, по требованию прокурора исключены расходы на охрану труда, прохождение медосмотров, обслуживание личного автотранспорта, используемого работниками, выплату премий персоналу в размере свыше 1 млн. руб. и др., необоснованно включенные МКП «БИО ТЭП» в тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям.
Работа прокуроров субъектов Российской Федерации, входящих в округ, в указанной сфере продолжается.
Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе