Твой Новосибирск Твой Новосибирск
2 мая
четверг

Как проходят обучение в Центре профподготовки инструкторов служебной и боевой подготовки ГУ МВД

Как проходят обучение в Центре профподготовки инструкторов служебной и боевой подготовки ГУ МВД

Умение, которое держим в резерве

— Внимание, сборы! Сегодня мы проводим занятие на базе кавалерийского батальона! Цель — выработать тактику совместных действий при пресечении противоправных действий на массовых мероприятиях!

Почти сто офицеров — командиры рот и взводов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб из разных округов столичной полиции, стоя на манеже, внимательно слушают руководителя занятий Вячеслава Перелыгина.

Изображение

Полковник полиции вкратце объясняет, какие испытания ждут сегодня сотрудников наружных служб.

— Вопросы есть?

— Никак нет!

— Сборы?!

— Да! — эхом разносится по манежу.

Наука остаться в живых

О креативных методах обучения полицейских, практикуемых в Центре профессиональной подготовки инструкторов служебной и боевой подготовки ГУ МВД России по г. Москве, «Щит и меч» писал не раз. В этом уникальном, не имеющем аналогов в стране подразделении уже третий год подряд ломают стереотипы по части оттачивания профессиональных навыков сотрудников органов внутренних дел. На сборы еженедельно приезжают 90 столичных полицейских. Здесь их ждёт не привычная для многих писанина в тетрадях по служебной подготовке, а невероятно крутые практические тренинги, которые намеренно проводятся на фоне физического и психического утомления. В начале каждого занятия патрульных, участковых, оперативников изнуряют с помощью специальных упражнений, а затем погружают в искусственно созданную реальность, «вбрасывая» вводные, максимально приближённые к тем, с которыми они сталкиваются на службе. Таким образом моделируется обычный рабочий день, когда в любой момент полицейский должен быть готов задержать преступника и обеспечить безопасность граждан.

«Для всех прибывающих на обучение я расставляю приоритеты, — рассказывает начальник центра подполковник полиции Евгений Тупичкин. — На первом месте — жизнь. Погибший сотрудник никому не поможет и преступника не задержит. Значит, первая задача, которую предстоит решать полицейскому в нестандартной ситуации, — остаться живым. Если ты выжил, но лежишь без рук и ног — это тоже не вариант. Отсюда второй приоритет — остаться здоровым или как минимум получить наименьшие повреждения. Третий — безопасность табельного оружия. Оружие нужно сохранить, не дать возможности правонарушителю завладеть им. И, наконец, четвёртый приоритет — выполнение стоящей перед полицейским задачи. Только так и не иначе. Профподготовка в нашем центре нацелена на то, чтобы научить сотрудников чётко и грамотно действовать в любой ситуации».

Занятия не похожи на привычные тренировки. Они проходят не только в спортзале или тире, но и на лестнице, в коридорах и на улице. Зимой провели эксперимент: привлекли в качестве преподавателей специалистов по страйкболу. У офицеров, которым посчастливилось побывать на этих занятиях, остались незабываемые впечатления. Практикуются и выездные сборы.

«В прошлом году по инициативе заместителя начальника ГУ МВД России по г. Москве генерал-лейтенанта внутренней службы Андрея Понорца организовали семинар на улицах города, — продолжает рассказ Евгений Тупичкин. — Смоделировали оперативно-служебную деятельность в местах массового пребывания людей. На площадях, в кафе, парках… По две недели в каждом округе. В общей сложности охватили семь тысяч сотрудников».

Задержать с закрытыми глазами

Совместные тренинги с сотрудниками 1-го кавалерийского батальона 1-го оперативного полка полиции ГУ МВД России по г. Москве в тёплое время года проводятся регулярно. Если конные патрули не задействованы в охране общественного порядка в связи с проведением массовых мероприятий, то раз в неделю на занятие в батальон приезжают участники очередных сборов…

…В первой части занятий на манеже только пешие полицейские. Звучит команда:

— Работаем парами силовое задержание!

Это лишь разминка. Задача — задержать спарринг-партнёра, ни на секунду не упуская контроля над ситуацией вокруг. Стоит зазеваться, как снующие между бойцами преподаватели ловким движением выбьют из рук оружие, поставят подножку, а то и огреют чем-то не по-детски. А кто сказал, что в реальной ситуации будет всё по правилам?

Вот и первый необычный тренинг. Разгорячённые разминкой полицейские садятся на манеже в круг. В центре два спарринг-партнёра усаживаются спина к спине.

— Глаза закрыть! Вводная: вы — сотрудники полиции. Задача — по команде задержать того, кто сидит за спиной! Остальные — кричим, шумим.

По свистку партнёры под громкий свист и крики вскакивают на ноги и бросаются друг на друга. Но довольного собой победителя схватки ждёт разочарование.

— Почему не обозначили себя? Я же сказал, вы — сотрудники полиции! Оба — 10 отжиманий!

Под дружный счёт сотни голосов спарринг-партнёры выполняют упражнение.

— Следующая пара! Глаза закрыть! Задача та же.

Свисток, и всё повторяется.

— Почему я опять не слышу, что работает полиция?! Громче!

Партнёры из третьей двойки так громко кричат друг другу: «Стоять! Работает полиция!», что перекрикивают гвалт сотни подбадривающих их коллег.

— Ну вот теперь слышу…

— Это работа на интуицию, — поясняет происходящее на манеже руководитель занятий, заместитель начальника Центра профессиональной подготовки инструкторов служебной и боевой подготовки ГУ МВД России по г. Москве полковник полиции Вячеслав Перелыгин. — Мы максимально усложняем выполнение задачи: закрытые глаза, дезориентация, различные сбивающие факторы, шум. Но сотрудник не должен растеряться.

Вводные поступают одна за другой.

— Как самочувствие? — спрашивает бойцов в перерыве инструктор.

— Отлично! — раздаётся грохот ста голосов.

— Песню запевай!

— У солдата выходной, пуговицы в ряд!..

Поют слаженно, с улыбками на лицах. Словно репетировали много раз. А ведь познакомились лишь три дня назад и всё это время не пели, а вместе погружались в искусственно созданную для них реальность. Видно, что научились слышать и чувствовать друг друга, как заправский хор.

— Пять минут перерыв. Попить воды и в строй!

Злодеи в центр, полиция — ко мне!

И вот на манеже появляются его истинные хозяева. Полтора десятка лошадей в специальной защитной амуниции с надписью «Полиция», на них верхом лихие всадники, среди которых две хрупкие девушки.

Изображение

Начинается совместная тренировка.

Вячеслав Перелыгин разбивает участников сборов на две группы. Одной предстоит играть роль хулиганов, другой — самих себя: патрульных, обязанных этих хулиганов усмирить.

— Злодеи в центр, полиция — ко мне!

Каждой группе ставится задача. По команде кавалеристы направляют на них лошадей, и вот уже грациозные животные закружили вокруг «хулиганов» «карусель» — специальный элемент, когда правонарушители берутся в кольцо, которое постепенно сжимается.

Изображение

Теперь дело за пешими патрульными. Полицейские подбегают к сидящим в окружении лошадей и по одному под руки, а то и на руках конвоируют их до условного полицейского автобуса.

После успешного завершения операции патрульные и «хулиганы» меняются ролями. На манеже моделируются всё новые ситуации. Кавалеристы применяют разные методы рассечения, дезориентации толпы. Но и «хулиганы» не лыком шиты. Двое умудрились с улюлюканьем стащить сотрудника с лошади. Что ж, хороший урок для кавалеристов. Кто сказал, что реальные хулиганы не поступят так же?

— Меня слышно?! — звучит сквозь грохот голос преподавателя.

— Да!

— Своих не оставляем! Ни «злодеи», ни сотрудники!

В какой-то момент над манежем повисла звенящая тишина. Оказалось, что лошади ушли. Бойцы улучили минутку, чтобы отдышаться. Один из «бандитов» гордо продемонстрировал порванный в «бою» камуфляж.

Руководитель учений собирает всех в круг. Начинается разбор ошибок.

Во время короткого перерыва на улице слушатели (курсанты) обступают кавалеристок и забрасывают их вопросами:

— У нас патрульный автомобиль один на троих, а у вас лошадь?

— Нет, лошадь не машина, она закреплена за конкретным кавалеристом.

— А в парках это вы работаете? Кажется, мы вас видели.

— Да, мы.

— А сколько лошадь в день съедает?

— Девять килограммов сена и семь килограммов овса.

— А чем-то балуете своих любимцев?

— Конечно! Сахаром, морковкой, арбузными корками. Сейчас как раз сезон бахчевых — приносим из дома, угощаем.

Перейти через сломанный мост

Заключительная часть занятия — самая зрелищная. Толпа беснующихся «хулиганов» забрасывает кавалеристов камнями. В «роли» камней — теннисные мячики. Удивительно, как невозмутимо держатся лошади. Не дрогнет ни один мускул. Но вот по команде они пускаются вскачь на «злодеев». А те, разумеется, наутёк. Бегуны преодолевают два десятка метров со скоростью олимпийских чемпионов и не мешкая запрыгивают на трибуну, с лёгкостью беря высоту в полтора метра. Без шеста…

Изображение

Казалось бы, какой ужас должен испытывать человек, на которого несётся полтонны живой мощи! Но беспристрастная фотокамера фиксирует только мальчишеский задор на лицах полицейских. Вообще, столько позитивных эмоций, экспрессии, желания ещё и ещё участвовать в этой жёсткой мужской игре, где сотрудники учатся выживать и решать сложнейшие оперативные задачи, мне не приходилось видеть давно.

Изображение

При этом на занятиях обошлось практически без травм, не считая мелких синяков и ушибов. Опытные инструкторы заранее наставляли участников сборов использовать защитное снаряжение для суставов и лица: специальные очки, налокотники, наколенники, перчатки.

«Отработка тактики взаимодействия пеших нарядов полиции с конными патрулями — важная часть профессиональной подготовки, — объясняет полковник полиции Вячеслав Перелыгин. — Сотрудники наружных служб знают о существовании конной полиции, но как она работает, чем занимается — лишь понаслышке. А во время таких занятий мы даём им возможность выработать алгоритм взаимодействия при пресечении массовых беспорядков. Как себя вести рядом с конным патрулём? Что нужно делать, а чего категорически нельзя? С какой стороны лучше к лошади подходить? Или, может быть, к ней вообще подходить не нужно: пускай кавалеристы отработают, а потом уже пешие наряды? Вопросов очень много, и, если не проработать поведенческий алгоритм заранее, в оперативной ситуации полицейский не сможет действовать эффективно. Другой важный момент — во время занятий снимается сильнейший психологический барьер. Не каждый человек и не к каждому животному может без опаски подойти. А тут нужно вместе работать, да ещё так жёстко! У нас на предыдущем сборе один сотрудник откровенно признавался: я боюсь лошадей, я к ним не пойду. Пытался отсидеться в сторонке, но после нескольких подготовительных упражнений, когда удалось его ввести в раж, он уже сам кричал от восторга: «Я стоял рядом с лошадью, мне ничего не было, я переборол себя!» Теперь при совместной работе с кавалеристами в городских условиях, на массовых мероприятиях он будет понимать, что лошадь бояться не надо, она — наш боевой соратник.

В наших планах — совместная работа с кинологами. Мы рассчитываем, что во время выездных семинаров в кинологический центр его специалисты поделятся с сотрудниками других служб особенностями работы с собаками. Причём речь не о дрессированных служебных псах, а о диких животных. Во время службы на улице всякое бывает. В городах полно диких собак, они сбиваются в стаи, нападают на людей. И патрульный должен знать, что делать в этой ситуации. Кинологи расскажут и покажут, как можно стоять против собаки, что можно и чего нельзя делать.

Завтра у нас выездное занятие на полосе препятствий. Задача — не прохождение на время, а тактическое и техническое преодоление сложного и опасного участка. И здесь тоже многие сталкиваются с необходимостью преодоления психологического барьера. Простой пример — сломанный мост, два бревна, расстояние между которыми — 50 сантиметров. Если он лежит на земле, всякий с лёгкостью пройдёт по нему, но стоит поднять этот мост на высоту два-три метра, как человек впадает в ступор. Задача преподавателей — помочь сотрудникам открыть в себе новые горизонты, преодолеть мешающий этому страх».

Лошадь — оружие психологическое

О важности совместных тренировок сотрудников различных служб столичной полиции говорит и командир 1-го кавалерийского батальона 1-го оперативного полка полиции ГУ МВД России по г. Москве майор полиции Михаил Абраменко:

«В таком мегаполисе, как российская столица, крупномасштабные массовые мероприятия, в том числе и международного уровня, проводятся регулярно. И ситуаций, когда сотрудникам территориальных подразделений приходится работать совместно с конными патрулями, возникает немало. Отрабатываемые сегодня сценарии — экстраординарные, в жизни до такого обычно не доходит. Поэтому справедливо будет сказать, что во время занятий мы получаем полезные навыки, которые держим в резерве. Однако если их не оттачивать, в критической ситуации можно потерять над ней контроль. Обычно небольшая группа людей начинает заводить всю толпу. Задача кавалерии — пресечь деятельность зачинщиков, задержать их, дезориентировать толпу, чтобы она не могла действовать слаженно. И тем самым предотвратить массовые беспорядки. Затем развести болельщиков по разные стороны, обеспечить между ними дистанцию, чтобы не допустить драки. А пешие наряды задерживают зачинщиков и доставляют в отдел.

Сотрудники территориальных органов во время занятий видят происходящее с двух сторон. Вот почему так важно каждому из них побывать по обе стороны баррикад — и в качестве полицейского, и правонарушителя, чтобы понять, какие против них могут быть совершены действия».

По словам Михаила Абраменко, конь — оружие скорее психологическое, нежели физическое. Кавалерист в экипировке, движущийся на лошади с большой скоростью, производит сильное впечатление на самого смелого хулигана. Желание продолжать беспорядки мгновенно улетучивается. Только лишь поворачивая корпус лошади, хрупкая девушка-кавалерист может разделить и дезориентировать толпу хулиганов.

По своей природе лошади — животные пугливые, они боятся резких звуков, ярких световых пятен, светотеней. Поэтому во время занятий все нарочно шумят, свистят. Инструкторы стреляют из оружия, применяют шумовые гранаты. Так что совместные тренировки — бесценный опыт для всех участников. Полезные навыки получают не только патрульные, наездники, но и лошади.

А теперь — кататься!

Тренировка закончена, «разбор полётов» проведён, указания на завтрашний день получены, но никто не торопится расходиться. Эмоции бьют через край. Полицейские что-то бурно обсуждают, обмениваются телефонами. Потом — совместное фото на память. И «на закуску» хозяева батальона приглашают всех желающих на манеж, кататься.

Даже те, кто ещё несколько часов назад с опаской подходил к животным, наперегонки выстраиваются в очередь за развлечением. Одни полицейские демонстрируют лихую удаль, умело пуская лошадь галопом. Другие осторожно с помощью кавалериста усаживаются на коня, и ведомое под уздцы животное неспешно везёт их по кругу. Не отказала себе в этом удовольствии и я. Было ужасно страшно и ужасно здорово.

Изображение

Так где там руководители центра запланировали очередные выездные тренинги? У кинологов? Обязательно приду посмотреть!

Богдана ЛАГУТИНА

Фото Павла ГЕРАСИМОВА


04:31
1158
Нет комментариев. Ваш будет первым!