Твой Новосибирск Твой Новосибирск
25 апреля
четверг

Общая методика артикуляционных упражнений

Общая методика артикуляционных упражнений
Затрагивая эту тему, попробую привести несколько основных положений, касающихся методики проведения артикуляционных упражнений. То есть я познакомлю вас с некоторыми общими правилами выполнения речевой гимнастики.

Прописанный логопедом (или иным специалистом) комплекс упражнений нужно выполнять полностью, без каких-либо исключений. Понятно, что одно упражнение будет даваться ребенку легче, тогда как с другим могут возникнуть довольно большие трудности. Как поступить в таком случае?«Пожалеть» ребенка или заставить через силу выполнять трудное упражнение?

Я рекомендую избрать третий вариант. Какой? Сделать все возможное, чтобы ребенок сам захотел выполнить это упражнение. И каким это образом?

• Ну, во-первых, постарайтесь понять, в чем причина затруднения. Чаще всего ребенок не совсем понимает, чего от него хотят. Мы уже говорили, что некоторые дети, у которых дизартрия, не ощущают положения своих артикуляционных органов. Потому и выполнить вашу команду не могут.

Для этого, сначала упражняйтесь медленно и перед зеркалом. Это подключит визуальные «контролеры» за действием.

Еще рекомендую подключить осязательные рецепторы. Если вы хотите объяснить ребенку, чтобы он приподнял кончик языка, например, то коснитесь его платочком. Это может помочь объяснить, чего вы от него хотите.

• Во-вторых, как я уже неоднократно говорил, упражнения должны проходить в игровой форме. Используйте образы инопланетян или животных, автомобилей или растений. Здесь важно контролировать ход игры и сохранять интригу.


• И, в-третьих, хотя, наверное, это самое главное, поговорите с логопедом. Возможно, это упражнение было дано преждевременно. Может быть, есть другое упражнение заточенное на произнесение другой буквы или звука, выполняющее то же действие, но с меньшей нагрузкой. То есть, держите постоянную связь с логопедом. Не стесняйтесь лишний раз обратиться к нему и проконсультироваться.

Не пытайтесь забегать вперед и объяснить дитяти всю последовательность артикуляционных движений. Вы этим не только не поможете ребенку, а только запутаете его. И запугаете. Все нужно делать поэтапно. Прежде, чем покорить Эверест, опытные альпинисты покоряют более низкие вершины. И ваши задачи должны быть конкретные и понятные. Я бы даже сказал – односложные. То есть, не: сначала сделай то, потом это, а уж потом вот такое. А так: сделай это. А теперь сделай вот это, и т.д. Такой порядок выполнения упражнений не только облегчит ребенку его понимание, но и укажет на то место в упражнении, о которое ваш ребенок «спотыкается».

Для того, чтобы у вашего ребенка быстрее появились ощущения от движения и положения речевого аппарата проводите с ним следующую игру. Пусть он «догадается», чем занят сейчас его язык? Или какой он: широкий, или узкий? А где сейчас «гуляют» губы? Понятно, что детям будет сложно, особенно вначале, найти правильный ответ на ваш вопрос. Но вы упростите игру. Пусть он имеет возможность задавать наводящие вопросы. Скажем два-три вопроса на одну загадку. Поверьте, такие «загадки» понравятся вашему ребенку. Тем самым повысится эффективность артикуляционных упражнений.

Упражняться желательно ежедневно. Дабы они приносили максимальную эффективность достаточно уделять им не более 10 минут. Важно чтобы занятия не утомляли.
Количество повторов каждого упражнения дело очень субъективное. Как мы уже поняли, перегружать мышцы артикуляционного аппарата нельзя. Это вам не бицепс и ни пресс, которые развиваются именно в период наибольшего напряжения. Здесь все гораздо тоньше и аккуратней. Количество подходов для вас определит логопед, но и ваша наблюдательность должна быть постоянным контролером.

Про положения, в которых лучше всего выполнять артикуляционную гимнастику, мы тоже уже разговаривали. Логопеды считают, что лучше всего заниматься сидя. В помещении должно быть светло и тепло. Иногда рекомендуется женщинам ярче подкрасить губы, чтобы ребенок более четко видел движения губ.

Кстати, очень хороший и действенный метод воспитания ребенка сводится не к поощрению и наказанию, а к поощрению и не поощрению. Чувствуете разницу? Только, это не касается наших артикуляционных занятий. Здесь наша задача постоянно подогревать желание заниматься речевым аппаратом и улучшать свою речь. Про игровой метод занятий я вам уже все уши прожужжал. Но, что я могу поделать, если это действительно очень важно и полезно. А вот про соревнование я вам еще не говорил.

Да и как можно соревноваться, находясь дома наедине с ребенком. В детском садике другое дело, скажете вы. И я вам отвечу, что вы не совсем правы. Соревноваться можно и с самим собой. Например: за какое количество дополнительных вопросов ребенок определит местонахождение своего языка? Вначале это будет три, четыре, пять или больше вопросов. Но в дальнейшем ребенок может «бить рекорды» уменьшая череду вопросов. А за рекордом следует награда. Это вы тоже должны заранее продумать. Только очень важно это делать празднично и радостно.


308
Нет комментариев. Ваш будет первым!